Страницы

Ссылки

Умершие: покойные и заложные

Умершие: покойные и заложные

Итак, есть две категории покойных. Собственно, покойные (обратим внимание на смысл этого слова), то есть те, кто после смерти успокоились и те, кого в народе называют заложные, то есть люди, умершие не естественной смертью, а насильственной смертью, смертью прежде срока. И отношения к ним прямо противоположные. Считается, что покойные, если регулярно соблюдать все обряды, к ним обращённые, будут помогать живым, а заложные всегда и всюду вредят. Это поверья, отнюдь, не только славянские, отголоски этого мы видим, например, у Вергилия в «Энеиде», когда Дидона кончает с собой и умирает мучительно, потому что решился на смерть раньше срока. И это же характерно и для верований финских племён, которые, собственно, граничат со славянами. И, в частности, русские чиновники обнаружили, что у финских народов распространён такой почти уж обычай (что даже не поверье, не представление): если человек оскорблён вышестоящим, то он идёт к нему в дом (ну, не в само жилище, а в хлев, сарай) и там кончает жизнь самоубийством. И называлось это почему то сухой смертью. Почему сухая — малопонятно. Русские чиновники фиксировали эти случаи и ни разу не могли объяснить. С другой стороны все барышни (каждая уж хоть раз в жизни) переживая несчастную любовь в юном возрасте, имели намерение покончить с собой, чтобы ему, мерзавцу, было плохо (вот почему ему, мерзавцу, должно быть от этого плохо — это не понятно). Во всех этих случаях работает одно и то же представление. У финских народов это было актуальное (у современных барышень — на уровне подсознания) представление о том, что если человек кончает с собою не вообще, а конкретно оскорблённый каким-то негодяем и, желательно, кончает собой у него в доме, у него на глазах и так далее, то кем становится после жизни такой несчастный самоубийца? Фактически он становится вампиром. Он будет доживать свой срок, ему необходимы для этого жизненные силы и брать он их будет из одного-единственного доступного ему источника, то есть из своего оскорбителя, из причины своего самоубийства. И, таким образом, это самоубийство является как бы максимальным причинением вреда оскорбителю. То есть весь срок моей жизни я буду тянуть из тебя силы; из тебя, из твоих родных, из твоих близких, став вампиром. Ну, действительно, если вдуматься в такую мотивацию, то месть оказывается достаточно жёсткой и суровой. Да, последний момент, который касается заложных покойников: их древнерусское название. Их называли — навьи, или же нам может встретиться в текстах имя Невея (через «е», чтобы не путать с кремом). Невея — это имя старшей из сестёр-лихорадок. То есть та же самая идея, что те же самые упыри — они тянут жизненные силы, вызывают болезни и тому подобное.

Так, теперь мы обратимся, всё-таки к покойным, которые предстают перед нами в собирательном образе домового. Место обитания домового — печь или подпечье. Считается, что домовой на одно лицо с хозяином дома и домовой — это личность достаточно проказливая, способная зло шутить. Существует колоссальное количество как сельских, так и городских былей о домовом, наводящих на мысль, что это отнюдь не заблуждение человеческое. Во время моих личных поездок по глухим деревням со мной случалось некоторое количество мало объяснимых случаев, полностью совпадающих с тем, что описывается в учебнике по фольклору. Так что всё здесь не так просто, но, как бы то ни было, домовой проказлив, но при этом в целом он к рачительности хозяина прибавляет помощь, к лени прибавляет беду. Домовой — это обобщённый образ умерших предков, домовой — дед. Домовой иногда описывается, как существо либо с длинными волосами, либо пушистой шубкой, либо у него просто меховые лапки, то есть он связан был с такой вот волосатостью. Народное сознание населяло не только дом вот такими вот сверхъестественными созданиями, но и особенно баню (баня — это место контактов с потусторонним миром; в бане гадали, и гадать — дело страшное). Это же касается и других хозяйственных построек. Мы можем найти образы овинника и других персонажей. Отчасти они совпадают с образами и низведённых богов языческих, и мифических животных и так далее.

Следующая страница

Search

Categories