Страницы

Ссылки

Лирика. Теория. Часть 10

Лирика. Теория. Часть 10

Помимо молодежных клубов в риторических школах, публичных библиотек, рецитаций и книготорговли, которая становится все более массовой, а не заказной, огромную роль играют поэтические кружки, которые и на предыдущем этапе активно существовали. Они претерпевают некоторое развитие, например, важную роль играет кружок Мецената и другие. Надо отметить, что кружки в этот период носят несколько иной характер, чем в предыдущий. Если в прошлый период это все-таки была более-менее искренняя дружба между патроном кружка и его членами, теперь их отношения все более возвращаются в отношения патрон – клиент. Все, конечно, зависит от каждого конкретного случая, но в целом это именно дружба, замешанная на этих отношениях.

У Мецената в его кружке это скорее игра в дружбу, то есть, например, Меценат может по-дружески обращаться к Горацию, а вот Гораций к Меценату все-таки обращается снизу вверх. В кружке Валерия Мессалы, это государственный крупный деятель, отношения были еще ближе к отношениям патрона и клиента. Другую позицию занимает и сам меценат. Для него отношения между досугом и трудом несколько иные; дело в том, что досуг мецената – это практически основное его занятие. А вот труд – то, что называется negotium – это фактически перерыв в огромной продолжительности вот этого досуга. Оправдание у него, конечно, для этого было – он говорил, что он служит высшей цели, он покровительствует поэтам и тому подобное.

Надо сказать, что в то время были весьма распространены такие вещи, как панегирики, прославления. У меценатов, правда, было к этому довольно мягкое отношение, а вот у того же Августа – более серьезное. Август был более склонен к позиции Цицерона, что поэт вообще должен прославлять Рим в своих стихах, а не, так сказать, исключительно связь людей и богов и прочее. Ведь в это время как раз в поэзии Горация появляется наименование поэта как пророка, человека, вдохновленного богами, который и осуществляет эту связь между людьми и богами. А поэт в этот период играет огромную общественную роль. Поэтому важен не только его дар, но и его искусство. То, что он делает, это крайне важно. Он не должен особенно увлекаться вдохновением, потому что есть в этом опасность, поскольку в мирное время у всех огромное количество досуга, и люди могут творить в любых количествах. Вот и Гораций тоже предостерегает, что не надо увлекаться слишком вдохновением, экстазом, в отличие от Аристотеля: как мы помним, он говорил, что поэт может либо впадать в экстаз, потому что он умеет это делать, либо вообще быть экстатическим человеком.

Кроме того, в этот период поэзия оттесняет прозу из литературы, посвященной, скажем так, negotium, труду, делу. Поскольку досуг в это время берет на себя некоторый, так сказать, облик дела. Поэт, конечно, не должен опускаться при этом до массового уровня, он должен поднимать в своих стихах некоторые большие темы, темы современных судеб Рима, отсюда масса нравоописаний и обобщений в литературе этого периода.

Что касается школьной программы, то в нее активно включаются новые авторы. Есть, конечно, некоторое сопротивление, и сопротивляется и сама школа как таковая, поскольку школа как некоторое объединение, как некоторая инстанция, она вообще склонна к традиционализму. Так же сопротивление оказывает и невежество зрителей, еще не до конца, скажем так, обученных. И отсюда мы имеем борьбу новых поэтов с архаистами, которая отражена в одном из посланий Горация, его «Послании к Августу», это первое послание второй книги. Он там высмеивает дурацкую логику, что, мол, старое лучше по таким-то причинам, он это очень едко высмеивает, говорит, что всё когда-то было новым, и если так считать, то вообще ничто никогда никуда не может развиваться. И Гораций там также упоминает то, что драматурги вынуждены приспосабливаться к невежественным зрителям. Сам факт упоминания драматургов и этой темы драмы присутствует и в поэтике Горация. Он говорит о том, что в этот период литераторы пытаются опять занять сцену, которая давно уже оккупирована массовыми представлениями, в основном мимами, для массового зрителя, а поэты изысканные, скажем так, элитные, в предыдущие периоды, как мы помним, для сцены в основном не писали. А в это время, в этот третий период, когда поэзия становится более массовой, то она оказывает влияние и на сценические представления.

Далее — Лирика. Теория. Часть 11

Search

Categories