Страницы

Ссылки

Virtus romanus — римская добродетель

Virtus romanus — римская добродетель

Как мы знаем, любимым занятием, любимым зрелищем для эллинов были Олимпийские игры, состязания поэтов, ораторов. А у римлян с довольно раннего времени, и чем дальше, тем больше, любимое занятие – это гладиаторские бои, это травля людей и зверей, игры, мягко говоря, зверские и жестокие. Причём в них они не участники, а зрители. Итак, у эллинов агонистический дух (агон – состязательность, созерцательность), а у римлян нечто совсем другое: не столько состязаться, сколько смотреть, как одни люди убивают других или звери разрывают людей на части.

Вся жизнь римлянина была регламентирована. Опять же это отличает их от эллинов, особенно от эллинов-ионийцев, афинян, например, у которых поощрялся индивидуализм, развитие личности. У римлян всё подчинено государству. Вот цитата из историка Плутарха, Плутарх пишет: «Римляне не думали, чтобы каждому надлежало предоставлять на волю жениться, иметь детей, избирать род жизни, давать праздники, наконец, вообще следовать своим желаниям и вкусам без предварительного разрешения и надзора». Это нам скорее напоминает Спарту, чем Афины, если уж проводить греческие аналогии. Всё регламентировано, всё подчинено одной цели: воля к власти, могущество державы.

После этих слов о римской семье, о римской религии, о римских играх хочется сделать некоторый вывод. Довольно рано складывается такое понятие «римский миф», то есть определённый тип личности, определённый стиль жизни, определённые запреты и определённые предписания. Это тип гражданина, гражданственности, полного и тотального служения отечеству, республике.

Вот я уже говорил это слово «республика». Это слово мы и сейчас используем активно как антоним «монархии», но для римлян республика – это не просто власть многих, а не одного правителя. Напомню, что у римлян не было представительной демократии, депутатов, как у нас. Было прямое народовластие, не было никаких чиновников. Сами римляне всё решали. Сами римляне избирались должностными лицами. И слово «республика» значит «общее дело». Это государство, но не просто государство немонархическое, а именно общее дело, то, к чему все причастны, то, чему всё подчиняется и все подчиняются.

И вот римский миф, он включает в себя целый ряд персонажей, героев, образцов как надо жить. А как надо жить? Ещё одно понятие «виртус романус» значит «римская добродетель». Что такое римская добродетель, которая даёт ключ к римской цивилизации. Это суровый, дисциплинированный воин, беспрекословно подчиняющийся начальству. Это деспотичный патер-фамилия, отец семейства. Это расчётливый верующий, который вступает со своим богом в сделку (даю, чтобы ты дал). Это педантичный, умеренный, аккуратный, расчётливый хозяин. Наконец, это прекрасный, деловитый администратор. Вот «виртус романус»: воин, хозяин, администратор, организатор, человек самоотверженный, человек целеустремлённый и человек несгибаемый.

И вся римская история содержит массу примеров подобных людей, которые поступали отважно, мужественно, самоотверженно в служении республике, общему делу, в котором дети подчиняются родителям, женщины подчиняются мужчинам, подчинённые – начальникам. Но не забудем, что эти начальники не свалились с неба, а тоже избраны на общих собраниях. Дисциплина, регламентация, субординация, насилие, наконец, вместо внутренних неформальных связей, как это было у эллинов. Римляне очень любили внешнюю регламентацию, поэтому у них юридическое мышление, поэтому-то Рим – родина римского права, которое легло в основу мирового права.

Человек – ничто перед государством, и вот в этой римской мифологии нет богатой поэзии, сложных вопросов о бытии, но есть гражданственные герои, которые жертвуют всем ради Рима. Вот несколько примеров таких легендарных и реальных людей. Один из первых – Гораций. Не поэт Гораций уже в позднем Риме, а Гораций, живший в царский период. На Рим пошли враги войной. Встретились две армии, и предводители войск решили: зачем мы будем сражаться, зачем губить наши две армии; пусть сразятся несколько человек из каждого войска, и оттого, кто победит, и будет считаться исход войны: победила одна армия или другая.

Вражеская армия выставила трёх братьев Куриациев, а римляне – трёх братьев Горациев. Началась схватка, в которой сначала Курианции начали побеждать: они убили двух Горациев, хотя сами были ранены. И остался один против трёх, казалось бы, дело Рима плохо. И вот этот Гораций, он применил хитрую тактику: стал убегать, за ним погнались Куриации, он обернулся и их поразил одного за другим. Они были уже ранены, и он их сразил, и победа была на стороне Рима. Но мало того, что он победил врагов, на этом история Горация не заканчивается. Он приезжает домой, и выясняется, что его родная сестра была женой одного из этих Куриациев. Она заплакала над своим павшим мужем – и Гораций тут же убил свою сестру. Вот вам, пожалуйста, идеальный римлянин, который ради Рима теряет братьев, убивает врагов и убивает свою сестру, которая проявляет слабость, недостойную римской женщины.

Далее — Муций Сцевола

Search

Categories