Страницы

Ссылки

Загробный суд

Загробный суд

Итак, знатный египтянин умирает. Но перед тем, как он умрет, его уместно снабдить «путеводителем». И такие «путеводители» по миру мертвых нам хорошо известны. Наиболее ранние образцы такой заупокойной литературы – это тексты саркофагов. Свитки, которые клались в саркофаги. Позже это знаменитая «Книга мертвых». Если вы будете ее читать (она издана, и неоднократно), то увидите, что это своеобразный квест; любителям компьютерных игр будет хорошо знаком просто потому, что компьютерные игры в весьма упрощенной форме воспроизводят все эти идеи инициатических странствий. Я не в силах пересказать, какие потрясающие приключения ждут Ка умершего, который идет в сопровождении Анубиса, и так далее. Но ключевое событие — он добирается до загробного суда. Да не одного, а двух. Во-первых, он должен держать ответ перед сорока богами, номовыми богами Египта. И он произносит так называемую «исповедь отрицания». Он говорит, что не совершал сорок грехов. Такой-то, такой-то, такой-то грехи не совершал, не посягал на имущество жрецов, не отводил воды в дни разлива (тоже считалось грехом страшным), не крал, не прелюбодействовал, не лжесвидетельствовал и так далее. Этот список вы можете легко найти. После этого он попадет на суд Осириса. На суде самый интересный эпизод — взвешивание его сердца. На одной чаше весов находится его сердце (это тоже двойник, любопытно, что у египтян существовали заговоры, которые предотвращали то, что сердце будет свидетельствовать против человека на суде), на другой — перо богини Маат, богини истины. Если человек умер в прямом смысле слова с легким сердцем, не отягченным грехами, то чаши будут в равновесии; быть легче пера богини Маат — невозможно. А если человек прожил жизнь плохо и отягчен грехами, тогда чаша естественно перекосится, и умершего (Ка) пожрет страшное чудовище Амемит, и тем история закончится. Я еще раз подчеркну, что в Древнем царстве всё определялось только формой погребения: что тебе дали — то тебя и ждет. Любопытно, что в Новом царстве будут представления несколько иные, уже этические. И появляется сказка о том, как на глазах у старика и его мудрого сына хоронят богача и бедняка. Старик говорит, что после смерти хотел бы загробную участь богача. А сын ему отвечает, что не надо хотеть судьбы этого богача — надо хотеть судьбы бедняка, потому что богач был неправедным, а бедняк был праведным, и после смерти богач будет осужден, бедняк будет оправдан; и всё, чем снабдили в мир смерти богача, достанется бедняку. Такая идея загробной справедливости — очень поздняя. Еще я хочу обратить ваше внимание вот на что. Говоря о культуре Древнего Египта, я ни разу не употребила термин «культ мертвых». И этому есть серьезное основание. Культ мертвых подразумевает особый способ взаимодействия между живыми и умершими. Живые совершают в честь умерших обряды. А умершие в свою очередь заботятся о живых: обеспечивают их богатым урожаем. Существует представление о том, что потусторонний мир – это мир изобилия. И оттуда приходят в мир живых потомкам от пращуров некие блага. Эта идея «обмена» между живыми и мертвыми присутствует в огромном количестве культур. Она была у славян, например. Но ее не было в Египте. Египтянин был обязан заботиться о мертвых всегда. И изначально ко всем гробницам приносилась еда, питье и прочее необходимое. Всё это высыхало, изжаривалось на солнце. И в какой-то момент кормить такое количество умерших фараонов и знать для экономики Египта стало неприемлемо. Тогда возникла идея экономически более здравая. Все эти бесконечные символические приношения стали делать в виде муляжей, в основном из глины. Спустя несколько веков и это стало сложно. И тогда знатных умерших стали кормить текстами. Блага, которые им даруются, стали перечисляться. Экономика вздохнула. А умершие стали питаться гораздо лучше, потому что перечни даров стали гигантскими и неописуемыми.

Далее — Реформы Эхнатона

Search

Categories