Страницы

Ссылки

Проза. Теория. Часть 3

Проза. Теория. Часть 3

Главный расцвет афинского красноречия – V в. до н.э., в Риме – 70-60 гг. I века до н.э. Риторические школы появляются в 20-е гг. до н.э. и организовываются по греческому образцу. В греческих школах читали старых ораторов: Лисий, Сократ, Демосфен. В Риме к моменту появления риторических школ не было ничего, поэтому появилась необходимость собрать тексты, на основе которых можно было бы учиться на латинском языке. Очень быстро практически современники были признаны старыми ораторами – Катон, братья Гракхи и т.п. Сами ораторы тексты не писали. Вероятнее всего, существовали стенограммы собраний и официальные протоколы. Когда Тит Ливий пишет о чем-то в своем произведении «История основания города», то ему можно больше доверять, чем греческому Фукитиду, поскольку в первом случае были реальные документы. Тем не менее, отсутствие записывания приводило к тому, что тексты были не очень высокого качества. Если оратор не заботился о сохранении публикации речей, то это не удивительно. Цицерон, фактически, был первым, кто записал свои речи заранее и потом их издал. В то время это было трудное, необычное и дорогое мероприятие. Цицерон относился к своим речам как к произведениям, которые независимы от фактора произведения. Например, речь против Эроса, речь против Мелона. Цицерон признан первым настоящим римским оратором, поскольку он заботится об отделке речей, и это не импровизация. Цицерон – это вершина римской философской и риторической прозы.

Риторические принципы быстро окостеневают и превращаются в систему, которой обучаются. Отчасти это происходит в Греции в эпоху эллинизма, когда человек теряет практику, необходимую в речах. В Риме это происходит с момента смерти Цицерона и с момента наступления императорской власти. Дело не только в давлении императорской власти, которая не давала развиваться юным дарованиям, и не только в том, что меняется сфера применения риторики, но дело и в том, что сама риторическая школа загоняла своих учеников в узкие рамки, поэтому свободное развитие было затруднено для учеников. Они туда поступали и писали речи по образцам.

Стоит обратиться к одному из текстов Цицерона, чтобы описать подход к красноречию в Античности. Рассмотрим трактат «Брут» – коротко изложена теория, в большей части – история красноречия. Мы обратимся к теории.

Что главное для оратора с точки зрения Цицерона:

  • Доводы;
  • Красноречивые аргументы;
  • Толк при изложении темы;
  • Услаждение слушателя.

Исходя из этого, великим может быть признан тот оратор, который признан всенародно. Всенародная речь должна вызывать сочувствие всей толпы. Оценка оратора одинакова и у знатока, и у обывателя. Знаток знает, почему тот или иной оратор лучше, а обыватель чует.

Существует 2 типа ораторов:

  • Которые говорят просто и сжато;
  • Которые говорят возвышенно и пышно.

Традиционно первый тип называется аттическим красноречием (аттицизм), второй – азианским (азианизм). Первые должны избегать бедности и сухости речи, а вторые – напыщенности и безвкусицы.

Цицерон выделяет 5 частей речи, которые впоследствии долгое время будут использоваться в литературе:

  1. Инвенция. Нахождение материала. Прежде чем приступить к речи, надо серьезно подготовиться. Сначала необходимо отыскать предмет – о чем будет говорить оратор.
  2. Элакуция. Украшение речи, выбор слов. Понять, какими словами будет произнесена речь.
  3. Диспозиция. Расположить в нужном и правильном порядке, помня о том, что есть цель – доводы, усладить и взволновать слушателя.
  4. Мемория. Запоминание речи, чтобы хорошо в ней ориентироваться.
  5. Пронунтиатио. Произношение. Быстро или медленно, более или менее пылко, использовать разные интонации.

Подобная риторическая отделка была важна не только для чисто риторических произведений, судебных и политических, но и для любого произведения. Среди лучших ораторов Цицерон называет Катона Старшего, а также Красса и Антония, которых считает наиболее идеальными ораторами, поскольку они соблюдали важный принцип красноречия – правильную речь.

Все это во многом переработка с опорой на то, что говорил Аристотель.

Далее — Проза. Теория. Часть 4

Search

Categories