Страницы

Ссылки

Цари в критских государствах

Цари в критских государствах

Итак, что мы знаем о том, что это было за общество? Историки считают, что на Крите (и никто с этим не спорит) была власть монархическая, то есть это была нормальная монархия. Особенностью же этой монархии является следующее: у нас очень мало сведений о критских царях. С одной стороны, у нас есть мифологические данные о том, что один из первых, или, по крайней мере, самый известный критский царь – это знаменитый Минос, сын Зевса и Европы. Зевс превратился в быка и привёз Европу именно на Крит. И именно на Крите родилось три сына: Минос, Радамант и Сарпедон. И Минос стал царём. Вот царь Минос – такая очень важная фигура в греческой мифологии, то есть происхождение от самого Зевса. Монархическая власть.

Но вот что интересно: когда раскапывали дворец, уникальными такими находками во время этих раскопок были многочисленные росписи. Есть прекрасные критские росписи, великолепные росписи. Причём Эванс, я считаю, он сделал неправильно, он оставил эти росписи там, где они вообще-то портятся, но он как бы реконструировал эти самые дворцы. Так вот там есть всё, там есть всякие голубые обезьянки, летучие рыбки, есть ценные, судя по всему, приношения даров, там есть знаменитые изображения критских дам. Всё замечательно. Нет ни одного изображения царя. Понимаете ли, если вы будете в каком-нибудь сооружении, которое в то же время существовало в Египте, в Месопотамии, в Малайзии, кого прежде всего изображают подданные? Чей портрет висит на стенке? Правителя. Фараоны – они самые большие, давят каких-то совершенно мелких врагов, которые как клопы бегают под ногами. В Месопотамии то же самое. Ну, только боги могут сравниться с правителем. Здесь нет ни одного правителя.

Правда, если полистаете школьный учебничек или какой другой, увидите, что есть знаменитая такая не фреска, а раскрашенный барельеф, так вот там написано: царь–жрец. Не верьте, это не царь–жрец, это условное название. Там есть, например, знаменитая фреска, которую называют “Парижанка”. Ну и что? Думаете, парижанка что ли? Это некое условное название. Вообще нужно сказать, что там плохо у них очень было с определением. Все мужчины, насколько можно было понять, имели один вид одежды – набедренную повязку, у женщин более роскошная одежда. У этого мужчины от других мужчин в набедренных повязках было только одно отличие – пёрышки в голове. Посчитали, что это некий отличительный признак. Но это достаточно маленькое основание для того, чтобы считать его царём.

Так что критское государство – какое-то уникальное государство, где не изображают ни одного правителя. Людей много, животных много, всяких птичек много, всяких рыбок много, а правителя нет. Но поскольку это как-то очень непривычно, специалисты по этой эпохе решили посчитать, что это не просто так, что фигура царя была сакрализована и табуирована. То есть его не изображали не потому, что не хотели или не потому, что считали недостойным, а потому, что это было запрещено.

И поэтому считается (здесь, я считаю, больше есть оснований), что, скорее всего, фигура царя имела жреческие функции, то есть он был носителем верховной светской власти, а также выполнял функции и верховного жреца. И этому есть прямые аналогии в странах Востока, Древнего Востока. Ну, скажем, тот же самый фараон считался номинально первосвященником всех богов. Естественно, что там занимались специальные жрецы этим всем делом, но номинально он был и главой культа. Так что функции царя, они, прежде всего, во многом заключались в религиозной сфере и выполнении очень важных обязанностей.

Далее — Особенности критской религии

Search

Categories