Страницы

Ссылки

Эпоха хаоса

Эпоха хаоса

С IV века в Грецию начинают проникать мистические культы восточных божеств. И раньше в принципе греки достаточно позитивно относились (никогда у нас не было конфессиональных столкновений, вплоть до средних веков у нас не будут по религиозным причинам люди убивать друг друга). Но теперь именно здесь культ Исиды получает распространение, культ египетского Амона, персидского Митры.

Много, повторяю, было разных подобных явлений, начиная от как бы позитивных всё-таки в своей основе поисков, вплоть до кощунства. Например, именно в IV веке произойдёт вообще что-то невообразимое. Во время так называемой Первой Священной войны, когда наиболее крупные греческие полисы обрушились на маленькие полисы Фокиды совершенно необоснованно, жителям Фокиды ничего не оставалось, как ограбить святилище Аполлона, куда веками не только из Греции, но и из других стран стекались колоссальные сокровища. Они ограбили сокровищницу Аполлона, этого оракула, и наняли 10 000 наёмников. И эти 10 000 наёмников отбили даже войско Филиппа Македонского, который вмешался в эти дела. Кончились деньги – наёмники растворились в тумане. Но уже те великие сокровища, конечно, было не вернуть.

Или был ещё один эпизод. Когда один из сицилийских тиранов послал, по-моему, в Олимпию статую Зевса из золота и слоновой кости, наёмники напали (случайно захватили этот корабль) и статую божества расплавили для получения драгоценного металла. Даже боги уже не могли быть препятствием для нечестивых поступков людей.

То есть это эпоха хаоса. Когда люди живут хорошо, спокойно, они обычно не задумываются, почему они так живут. Когда начинают жить плохо, они начинают думать: а почему мы стали так жить плохо, а почему мы раньше жили хорошо, а что будет дальше с нашей страной и т.д.? Появляется потребность поставить такие вопросы. Именно с этим связано то, что в IV веке появляются теории идеального государства. В поисках утраченного спокойствия, прежде всего спокойствия, уверенности начинают возникать разные теории. Их было очень много.

Наиболее, конечно, известна теория Платона, который сформулировал государство в идеале. Платон – один из величайших умов, позднее уже, наверно, не порождало человечество подобного уровня мыслителя. И с одной стороны, он заслуживает высочайшей оценки и у современных учёных, и у представителей, скажем, христианства (во многом платонизм лежит в основе многих христианских идей). И в то же время на Западе его объявляют чуть ли не первым теоретиком тоталитарного общества.

Не нужно ему приписывать ни позитивные, ни негативные моменты — он просто стремился найти то, чего ему недоставало в его жизни, а именно стабильности. Вот поэтому он создаёт некое идеальное государство, где каждый человек чётко знает своё место в обществе. Ведь почему люди стремятся захватить имущество другого или дорваться до политической власти. Потому что им чего-то не хватает в этой жизни. Не хватает, потому что им неуютно на этом месте. Значит самое главное – внушить человеку, что то занятие, которым он занимается, достойно уважения, и самое главное, что нерационально менять это социальное положение человека.

Он создаёт, по сути дела, систему замкнутых каст. В идеальном государстве государством должны управлять философы, защищать – воины, а все остальные граждане – трудиться.

Далее — Теория Платона об идеальном государстве

Search

Categories