Страницы

Ссылки

Эпос. Теория. Часть 6

Эпос. Теория. Часть 6

Итак, мы рассмотрели с вами два подхода к теории эпоса. С одной стороны это подход Феофраста, более поздний подход, основанный на классификации размеров, и эпос по большой части попадает в категорию дактилической литературы или гекзаметрической литературы. И теорию Аристотеля, в которой помимо размера, который является небольшим, младшим пунктом, есть еще масса важных признаков – способ, предмет и средство подражания, этика и различные другие элементы.

Комбинация этих подходов, Феофраста и Аристотеля, с некоторым добавлением представляет собой некоторую современную теорию эпоса, что он из себя представляет. Современный подход основан среди прочего на изучении устной традиции передачи, потому что эпос для Греции – это жанр литературы, который зародился первым, а до него была только устная традиция, до нас практически не дошедшая, не зафиксированная. Гомер представляет собой вершину этой традиции, а не начало чего-то. Из всех исследований, которые существуют, нужно упомянуть, наверное, важную работу, которую осуществили в первой половине ХХ века двое ученых – Мильман Перри и Альберт Лорд. Начал её Перри, а Лорд продолжил и расширил, Перри довольно рано погиб. Они исследовали живую устную традицию передачи эпических текстов на Балканах югославскими сказителями, и у Альберта Лорда есть такая книга, она называется «Сказители». Она переведена на русский язык и вполне доступна широкому читателю. Перри и Лорд показали своим исследованием, что устный эпос вполне возможно передавать в достаточно цельном и нерушимом виде именно из уст в уста, рассказывая его друг другу. Они выделили важные элементы подобной передачи. Во-первых, устные тексты имеют тенденцию состоять из некоторого количества коротких эпизодов. Каждый из этих эпизодов в общем контексте имеет примерно одинаковую важность, одинаковый статус и одинаковую значимость, одинаковый интерес к нему. Это не нечто абстрактное, поделенное по сто строк, условно говоря, сказитель не запоминает по сто строк, он запоминает кусочками, эпизодами. И действительно, если посмотреть на тексты того же Гомера, мы увидим, что там сменяют друг друга короткие сценки, каждая из которых имеет начало и конец и довольно-таки замкнута в себе и важна сама по себе, но обычно она не выбивается из общего нарратива. Это сильно упрощает запоминание, поскольку поэт просто по очереди вспоминает эпизоды, они, конечно, друг с другом связаны. И соответственно, вся совокупность эпизодов формирует вот эту самую канву эпоса в процессе его воспроизведения.

Кроме того, они (Перри и Лорд) выдели также специфический лингвистический подход югославских сказителей. Они использовали формулы, т.е. некоторое количество слов, которое удачно ложилось в строку и могло быть использовано в разных местах эпоса. Могло быть от одного-двух слов, обычно в начале или в конце строки, до целой строки. И у Гомера мы наблюдаем то же самое. Если вы уже читали «Илиаду» или «Одиссею», то вспомните, сколько раз вы встречали фразу «Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос». Это не потому, что переводчик Гомера Гнедич или Жуковский не знали, как перевести, и все время писали одно и то же. Нет, это есть и в оригинале. Действительно, у Гомера строчки повторяются, потому что это формулы для описания утра, для обозначения того, что настало утро, достаточно упомянуть эту форму. Это не значит, что поэт не может сказать что-то еще об утре, может, но он имеет тенденцию к использованию этих формул. Или, например, у Гомера много в «Илиаде» рассказов о различных военных событиях, о каких-то эпизодах, деталях битв. К примеру, там довольно часто упоминается фраза «И мозг по копью заструился». Этим закачивается гекзаметрическая строка. У Гомера по-гречески эти слова удачно ложатся в гекзаметр и переводчик точно также должен придумать такую русскую фразу, чтобы она удачно ложилась во вторую половину гекзаметра после паузы. Формула присутствует почти в любом эпическом тексте в том или ином виде, но если текст имел традицию устной передачи, то этих форм будет очень много. У Вергилия этих формул не так много, у Овидия тоже их практически нет.

Далее — Эпос. Теория. Часть 7

Search

Categories