Страницы

Ссылки

Смерть Ильи Муромца

Смерть Ильи Муромца

Последняя былина в цикле Ильи Муромца, которую мы рассмотрим, это былина о смерти Ильи. Причём, что характерно, сказители как правило не допевают её до конца. Это былина «Три поездки Ильи Муромца» и в подавляющем большинстве записей речь идёт об одной или двух поездках. Если же сказитель помнит всё вплоть до третьей, всё равно он очень часто не может мотивировать некоторые странности, которые там возникают. Итак, Илья едет неведомо куда. Опять-таки завязка выпадает. Он видит камень, на котором написано: направо пойдешь — быть убиту, прямо поедешь — быть женату, налево поедешь — быть богату. Илья с самого начала однозначно выбирает путь смерти. Он едет туда, где «быть убиту», что абсолютно чётко говорит о его намерениях. И там его ждут 40 разбойников, которые, как Соловей-разбойник, вот только тем и занимаются, что сидят и ждут Илью. Они пытаются его убить, но он их убивает всех. Поскольку постоянно подчёркивается, что Илье «смерть на бою не писана», то он в очередной раз испытывает судьбу и верит, что он погибнуть в бою не может. Заметим, что для воина смерть в бою является смертью наиболее желанной и почётной. И тот факт, что Илья не может погибнуть человеческой смертью, опять-таки говорит о том, что перед нами существо иномирной природы. Далее он едет туда, где быть женату, там оказывается королевна, у которой поворачивается кроватка. В былинах её называют кроваткой обмансливой. Под кроваткой огромный погреб, где сидят все незадачливые царевичи и королевичи, пытавшиеся взять эту красавицу в жёны. Перед нами, безусловно, образ хозяйки мира мёртвых. Владычица мира мёртвых, которая всех своих незадачливых женихов держит в состоянии между жизнью и смертью. Они ничего не едят, но они вполне существуют в её этих подземных лабиринтах. Илья убивает эту королевну, освобождает этих царевичей и королевичей едет к камню и пишет, о том, что ездил прямо — женат не бывал. То есть и магическая смерть, смерть от столкновения с хозяйкой мира смерти, Ильи недоступна. Он едет туда, где быть богату. И вот здесь сказители сталкиваются с проблемой. Как мотивировать то, что никто никогда не мог взять тот клад, который возьмёт Илья. Оптимальный вариант мотивации — это то, что клад завален плитой настолько тяжёлой, что просто её не под силу никому поднять. Но когда к кладу начинают присаживать каких-то чудовищ, чуть ли не Соловья-разбойника, который там сидел при кладе, поэтому клад не могли взять, то это просто смешение сюжетов. Поэтому остановимся на тяжёлой плите. Илья её поднимает, берёт клад, и вот что происходит после этого, знают буквально единицы певцов (менее десятка на все записи русских былин). Илья едет в Киев и раздаёт свои сокровища. После чего он окаменевает. То есть сокровище человека в древности мыслились вместилищем его силы, в частности, магической. Когда он раздаёт их, то тем самым он лишает себя жизненной силы. И поскольку природа Ильи — это и земля, и камень, то он уходит в камень. Больше того, мотив окаменевания богатырей вообще очень распространён в европейском эпосе. Показывают в горных районах гряды, в которое превратилось то или иное богатырское воинство. И на этом фоне окаменевание Ильи тоже совершенно закономерное явление.

Следующая страница

Search

Categories