Страницы

Ссылки

Былины о Добрыне

Былины о Добрыне

От Ильи переходим к несколько иным богатырям, и, в первую очередь, это Добрыня. Как мы уже сказали, само его имя означает добрый, то есть превосходный в своём роде. Добрый в древнерусском, а не в современном, значении. И действительно, мы видим, что в былинах, где фигурирует Добрыня, он по-настоящему бьётся с врагом, собственно, только один раз. Во всех остальных былинах он выполняет скорее дипломатические поручения. Или же это битва весьма своеобразная — с Маринкой, о которой отдельный разговор. Поединок магический, но по сути скорее нравственный. Добрыня, безусловно, человек в отличие от Ильи Муромца. И вот первый подвиг — бой со змеем. В этой былине в 19 веке усиленно видели рассказ о принятии христианства. Мотивировалось это следующим образом. Змей — воплощение язычества, Добрыня — исторический Добрыня — дядя Владимира I Святого. И, соответственно, кипучая река, в которой происходит бой — это киевская Почайна, в которой крестили киевлян. Шапка земли греческой, в которой Добрыня одолевает змея — это не что иное как монашеский клобук. И тем самым былина оказывается таким символическим рассказом о принятии христианства. Справедлива ли такая трактовка? Это спорный вопрос. Отчасти справедлива. Но она не может быть единственной трактовкой былины. Потому что былина, несомненно, архаичнее. Былина имеет массу смыслов, массу символических пластов, каждый из которых является правильным, но не является единственным. И кроме чисто христианской трактовки былины есть ещё и другие. Кроме того, надо учитывать, что эпос, в принципе, не является символическим пересказом реальных событий. Эпос не зашифровывает языком символов прошлое. Эта идея эпосу чужда. То есть здесь мы можем говорить только о наслоении реалий, о наслоении образов.

Итак, Добрыня не смотря на запрет матери едет на Почай-реку купаться. Хотя знает, что в этой реке живёт Змей Горыныч. Горыныч — само по себе имя, либо оно происходит от слова горы, либо от слова горячий. Кроме того, змей связан с рекой и змей летает. То есть в первой части былины змей, безусловно, воплощает в себе дикие стихии: гор, огня, воды и воздуха. Добрыня заплывает за некую струю, куда заплывать нельзя, на него налетает змей, Добрыня спешит на берег. Выясняется, что мальчик-слуга испугался, исчез вместе с конём, всей одеждой и чуть ли не оружием, и осталась только шапка земли греческой, которую Добрыня набивает песком или землёй. И этой-то шапкой он отшибает змею все его головы. Мы уже говорили о противопоставленности стихии земли всем остальным. Безусловно, здесь есть дохристианский смысл. И кстати, в некоторых вариантах былины нет шапки, просто Добрыня закидывает землёй глаза змею. Видимо, более архаичный вариант. Земля, стихия жизни, противопоставленная четырём диким стихиям. И вот происходит такого рода поединок (мы сразу вспоминаем и одну из версий о смерти Святогора, где он не может поднять тягу земную и точно также оказывается поражён Змеем Горынычем в первом бою). И дальше происходит нечто любопытное. Добрыня, вместо того, чтобы добить чудовище, заключает с ним договор. Договор, как говорится, о взаимном ненападении, который Змей Горыныч немедленно нарушает. Он летит в Киев, он похищает племянницу Владимира Забаву Путятичну. Добрыня тем временем тоже приезжает в Киев, узнаёт об этом похищении и выясняется, что именно ему и надо ехать вызволять несчастную княжну. Путилов в своей книге о русском южнославянском эпосе писал, что у русских слились в один сюжет два, которые разрозненные в южнославянском эпосе. А именно бой со змеем, хозяином источника, и бой со змеем, похитителем женщин. У сербов это два совершенно разных змея. У русских это змей один, но эти два боя оказались соединены. Механически или нет? Я полагаю, что нет. Потому что здесь объединение этих боёв идёт по всё тому же принципу архаического поединка. Первый этап — бой с расстояния, Добрыня кидает шапку или просто землю, второй — контактный бой и третий этап — истребление змеёнышей. То есть сохраняются три этапа, по которым и оказываются объединены эти два сюжета. И действительно, второй бой со змеем — это уже бой по всем правилам, бой на коне в полном доспехе и т.д. Но при этом Добрыня в некоторых вариантах побеждает при помощи магии, ему мать даёт какую-нибудь плёточку особую или платок и т.д. Всё-таки он одолевает змея несколько не воинским, а магическим способом.

Следующая страница

Search

Categories