Страницы

Ссылки

Эпос. История. Часть 9

Эпос. История. Часть 9

Иррациональное в мифологии римляне очень хорошо чувствуют, вот эту вот эмоциональную составляющую. В отличие от тех же философов досократиков, которые считали, что божества – это чисто рассудочные существа, чисто рассудочные создания. Римляне не похожи и на классические идеи Платона, который считал, что демиург лишен ущербности, и в этом плане он некоторым образом безразличный, и ему в каком-то смысле ничего не нужно, и творит мир он лишь потому, что он не хочет быть одиноким. Но, тем не менее, возникает закономерный вопрос – откуда возникло зло, потому что если демиург идеален, то неясно, откуда у него могли появиться гнев и зло. Этот вопрос в эллинистическое время волновал римлян, и идея была такова, что если высшие существа абсолютно далеки от зла, то тогда низшие должны быть к нему довольно близки, а поскольку у низших существ, у героев, у тех даймонов их эмоционально-душевный мир подобен человеческому… И после рациональной критики мифологии, которая была характерна для поздней классики раннего эллинизма, авторы зрелого эллинизма возвращаются в некотором роде к гомеровскому антропоморфизму. Они утверждают, что боги подобны людям, но не разумом, а эмоциями. И важность личности обострена в эллинистическое время, только грек чувствует себя больше песчинкой, чем римлянин в Золотой век римской литературы – падение республики – самое начало империи. Ему кажется, что он вершит какие-то судьбы, у поздних авторов не будет этого.

Следующий тип эпоса – это эпос мифологический. Предметом подражания, в отличие от героического эпоса, здесь являются боги. Примером такого эпоса могут служить гомеровские гимны, которые в некотором роде представляют собой эпическое произведение, и «Теогония» Гесиода. Некоторое ответвление здесь представляет собой генеалогический эпос. Собственно, «Теогония» скорее не столько мифологический эпос, сколько эпос генеалогический, поскольку в то время, когда жил Гесиод – это VIII век до н.э., эпос – это примерно то же, что повествование вообще, то задача Гесиода скорее не поэтическая, а научная. Просто логика его науки отличается от современной логики. «Теогония» являет собой произведение, которое компилирует некоторые сведения о мифологии в некое единое целое со своей схемой развития, со своей внутренней логикой. Надо сказать, что позднее подобные произведения будут писаться прозой. Например, поздний эллинистический автор Аполлодор напишет свою мифологическую библиотеку именно в прозе. По существу своему, по содержанию, по предмету подражания, как сказал бы Аристотель, эти два текста – «Мифологическая библиотека» Аполлодора и «Теогония» Гесиода – не сильно отличаются друг от друга.

Еще один вид эпоса, помимо героического и мифологического, это дидактический эпос. Сюда относятся, к примеру, те же «Труды и дни» Гесиода. Это фактически некоторый мифологический рассказ о прошлом. В сущности, это также есть у Гомера в одном из эпизодов мифа о Мелеагре. Этот миф являет собой некоторую парадигму (слово парадигма по-гречески означает пример), по которой должна решиться ситуация со спором Агамемнона и Ахилла, и вот там приводится как пример миф о Мелеагре. «Труды и дни» знамениты среди прочего тем, что в них присутствует описание пяти веков – золотого, серебряного, медного, века героев и века железного, где рисуется картина постепенного ухудшения нравов, ухудшения людей. Кроме пяти веков в «Трудах и днях» мы находим некое описание сельскохозяйственной деятельности, труда. Нужно отметить, что для Гомера труд – это положительная вещь, и даже боги и смертные занимаются трудом, а для Гесиода труд – это проклятие железного века, потому что во времена золотого века всё рождалось само по себе безо всякого труда. Но помимо страданий по поводу тяжести труда в «Трудах и днях» мы находим также живописные картины природы. То, что впоследствии перейдет в идиллии, то, чего нет у Гомера. Кроме идиллий это будет также воплощено Вергилием в его «Георгиках» и «Буколиках» – двух эпических поэмах, которые оказали влияние на развитие европейской литературы, в частности европейской пасторали, но и других различных элементов, других жанров. Таковы три наиболее древних разновидности античного эпоса – героический, мифологический с подвидом генеалогическим и дидактический эпос.

Далее — Эпос. История. Часть 10

Search

Categories