Страницы

Ссылки

Рождение нового мира

Рождение нового мира

Фрейр – это ван, то есть бог, связанный с плодородием. Фрейр — это воплощение мужской силы и юности. Существует миф о сватовстве Фрейра к Герт. Этот миф довольно примечателен, поэтому о нём стоит рассказать. Однажды Фрейр видит сияние, которое поднимается над миром и оказывается, что это в стране великанов девушка Герт умывает свои руки, то есть у неё светятся руки. Фрейр посылает к ней сватом своего слугу, и когда в итоге слуга привозит согласие, то Фрейр в награду отдаёт слуге меч. Тот самый меч, которым он способен победить Сурта. И при описании последней битвы подчёркивается, что Фрейр потому и гибнет, что у него нет этого самого меча. То есть Фрейр, получается, провоцирует свою смерть. При этом обратим внимание, что постоянно идут образы сияния. Сияние рук Герт – это общий мировой мотив. Девушка с сияющими руками встречается в достаточно большом количестве мифов и сияние Герт – связь Фрейра и с молодостью, и с Эросом, а Эрос в мифологии – это огонь и огненный великан, то есть они светоносно-огненной природы.

Плюс ещё идёт некий ряд поединков и в итоге мир сгорает в пожаре. Но что происходит потом? Потом без каких бы то ни было видимых причин пламя опадает, поднимается из вод моря новая земля, выясняется, что какое-то количество богов и людей могло спастись. И в этот новый мир, который как предполагается, будет прекрасен, приходит Бальдр с Хёдом. Бальдр приходит, чтобы стать царём нового мира. Таким образом возникает вопрос: что было бы с Бальдром, доживи он в прямом смысле слова  до гибели мира, то есть будь он среди живых. Он бы безусловно погиб вместе со всеми. Так же он, что называется, пересидел в Хель гибель мира. То есть его смерть и пребывание в Хель вполне можно сравнивать с царской инициацией. Перед тем, как стать царём, человек должен пройти через лишение его всякого статуса. Для примера можно сказать, что в индийском эпосе цари, прежде чем они станут царями, проводят в изгнании 14, 13, 12 лет. То есть перед воцарением они лишены какого бы то ни было статуса вообще, они как бы вычеркнуты из общества. Соответственно, Бальдр лишается не только статуса, но и самой жизни. И тогда получается, что его гибель, его заточение в Хель есть ни что иное, как царская инициация, как бесстатусность перед будущим воцарением. И в таком аспекте становится понятно поведение Фригг, которая всеми силами добивается для Бальдра смерти, зная, что эта смерть не что иное, как залог будущего воцарения. В этом смысле понятно и посмертное отношение к Хёду. Потому, что Хёд, судя по всему, должен стать для Бальдра, если угодно, новым Локи при новом Одине, потому что говорится, что в чертогах Одина, в новом мире, будут жить Бальдр и Хёд, то есть они должны стать новой парой, правящей миром. Эта концепция даёт ключ к пониманию вообще взаимоотношений между скандинавскими богами. Та же самая гибель Фрейра, который, фактически, сам лишает себя возможности победить, она, в общем, тоже становится закономерной, то есть Фрейр стремится к славной гибели, которая для него важнее, чем победа. А Бальдр, который не воинственный, должен стать царём нового не воинственного мира, но, что характерно, скандинавы постулируют возникновение этого мира, но ни в коей мере не описывают его. Но при этом они упоминают, что сыновья Тора-громовержца уцелеют и они вдвоём возьмут молот отца, стало быть, для одного он будет слишком тяжёл. Но вот этот вот новый прекрасный справедливый мир их воображение не слишком занимает. Вот в общих чертах то, что следует сказать о скандинавских богах.

Далее — Сказания о Сигурде

Search

Categories