Страницы

Ссылки

Илья Муромец и татары

Илья Муромец и татары

Следующая былина, которую мы рассмотрим, это даже не одна былина, а цикл былин, связанный с татарским нашествием. Собственно, их здесь действительно несколько. Одна былина об Илье и Ермаке. Ермак — это юный герой, юный богатырь 16 или 12 лет от роду, и когда приходят татары — с этого начинаются все варианты былин — татары приходят, а в Киеве богатырей не случилося — где же они тогда были? либо те богатыри, которые есть в Киеве, ну никак не могут выйти на бой с татарами. Идёт такой литературный приём — ослабление героев перед серьёзной битвой. Итак, на бой выходит (готов выйти) один Ермак. Когда он едет биться, то заезжает в ставку Ильи, Илья с богатырями стоит в поле, они говорят Ермаку: Посчитай вражеское войско, но не бейся с ними, только узнай их число и сообщи нам. Ермак едет, видит несметную рать, вступает с ней в битву, бьётся трое суток. Через трое суток богатыри спохватываются — где же Ермак? Они приезжают, Илья подходит к нему сзади, накладывает на него путы (храпы), от этого сердце Ермака не выдерживает напряжения, Ермак погибает, а Илья с товарищами завершает разгром вражеского войска. Сюжет более чем интересный. Во-первых, здесь — хоть и не выражено — прослеживается враждебность Ильи к потенциальному конкуренту. Ермак, как и Илья, в одиночку способен справиться с вражеским войском, не одному Илье доступен этот подвиг. Желание Ильи остановить Ермака может мотивироваться такой вот довольно странно выраженной заботой. Может никак не мотивироваться — тогда понятно, что за этим стоит именно ревность. С другой стороны, перед нами по меньшей мере общеевразийский сюжет. Молодого героя посылают посчитать вражье войско, он вместо этого вступает в битву и в итоге гибнет. Некоторые моменты здесь напоминают ситуацию Ахилла и Патрокла и в целом мы имеем здесь то, что я назвала в своей диссертации образом сильного младшего героя, то есть потенциального конкурента главному, и этот сильный юноша гибнет при таких вот обстоятельствах. Вроде бы никто не виновен, а главный герой погиб. Хотя этот юный герой, повторяю, потенциальный соперник. Эта былина имеет и другой вариант, причём они все не сводимы один к другому. Тут уже никакого Ермака нет. К Киеву приходят татары, с богатырями в Киеве те же проблемы, а Илья Муромец сидит в погребе у Владимира. Мотивация, по которой он посажен в этот погреб, отсутствует. Просто он там. И тогда возникает необходимость Илью из погреба вывести. Выясняется, что его Апраксия или племянница Владимира, или какая-то безымянная дочка его кормила, но в более архаических вариантах никто его не кормил и он, просидев там сколько-то лет, не старится. То есть завязка этой былины, если рассматривать её с мифологической точки зрения, такова. В Киеве всё благополучно. Киеву не угрожает никакая опасность. Илья Муромец, обладая природой с одной стороны связанный с землёй, с другой стороны — с камнем, уходит в родные стихии: в камень и землю. Как только приходит новая опасность, Илью надо оттуда вызвать. Что, собственно, и происходит. Илья соглашается выйти на защиту Киева, и он тут уже прибывает в ставку своего дяди Самсона, где они с богатырями уговариваются о том, что Илья поедет первым биться с татарами, а остальные богатыри пусть едут следом. Татар ведёт Калин-царь. и вот это имя, некоторые его считают искажённым Каин, но это не выдерживает критики, потому что кто такой Каин русские сказители знали достаточно хорошо. Хотели бы они назвать Каином — они бы назвали Каином. Есть такое мнение, что имя Калин — однокоренное, происходит от финского значения смерти, мира смерти — калма. То есть это воплощение мира смерти. Его татары поганые ведут себя довольно интересным образом, а именно — они, предчувствуя схватку с Ильёй Муромцем, вырывают три подкопа. И конь Ильи Муромца предупреждает его, что первый подкоп я перескочу, второй — перескочу, а вот третий мне не перескочить. Тем не менее Илья едет на битву и действительно проваливается в 3-й подкоп и далее говорится следующее. Набежали татары поганые, связали богатыря, привезли его к царю Калину и дальше Калин предлагает Илье перейти на его сторону. Илья отказывается, хватает за ноги ближайшего татарина или даже самого Калина-царя, начинает им махать, им перебивает всех татар, заодно, не очень понятно каким образом, шлёт стрелу с письмом Самсону. Самсон спит, как всегда, стрела падает ему на грудь. Самсон просыпается, и они с богатырями довершают разгром татарского войска. Всё это хорошо, за исключением одной детали. Илья падает в подкоп, прибегают татары, приводят его к Калину. Собственно говоря, нигде в былинах не говорится, что татары вынули Илью из подкопа, чтобы привести к Калину. И действительно, в одной-единственной былине (сказитель молодец, понял, о чём, собственно, он поёт). В одной-единственной былине говорится, что после того, как Илья перебил всех татар, он вышел из подкопа. То есть, Калин связан с миром смерти, независимо от этимологии его имени. И действительно, если мы смотрим в мировом эпосе параллели к этому сюжету, то мы видим там всевозможных обитателей мира смерти, особенно ярко это выражено в монгольском эпосе, где герой проваливается в преисподнюю. И он должен биться с обитателями преисподней и сражаться с хозяином преисподней и т.д. И после победы он выходит в мир людей.

Следующая страница

Search

Categories