Страницы

Ссылки

Драма. История. Часть 2

Драма. История. Часть 2

Итак, Эсхил. Родился Эсхил в 525 году, умер в 456 году до н.э. Таким образом, основное время его творчества – это V век. Родился он в Афинах, нам о нем мало что известно, известно, что он ездил на Сицилию и там же при дворе Гейрона и скончался. Есть сюжет, связанный с Эсхилом, касательно обвинений Эсхила в нечестивом поведении относительно Элевсинских мистерий, что якобы Эсхил разгласил некие тайны. Но Эсхил был оправдан. В общем, это фактически самое яркое, что о нем известно из его биографии. Он написал около 70 трагедий, дошло до нас 7, долгое время были сомнения касательно авторства «Прометея прикованного», они существуют и сейчас. Для Эсхила крайне важна его гражданская позиция. Он гражданин афинского полиса, он боец при Марафоне, и это отражается всегда в его характерах, которые он изображает. Это немаловажно для него. Первая его трагедия, дошедшая до нас, – «Персы», относится к 472 г. до н.э., это историческая трагедия, примерно в то же время или чуть позже была написана трагедия «Умоляющий» или «Хоэфоры», к 67 г. V века относится трагедия «Семеро против Фив». После неё был написан «Прометей прикованный».

И к 459 году относится единственная дошедшая до нашего времени полная трилогия – это «Орестея». Она состоит из трех частей – из «Агамемнона», «Хоэфоров» и «Эвменид». Его ранние трагедии скорее хоровые, или они напоминают некие оратории, в них очень мало действия и очень большую роль играет хор. Надо учитывать, что каждая из этих трагедий входила в свою соответствующую трилогию. «Орестея» – это единственная драма в смысле действия. Надо иметь в виду, обращаю на это внимание, что в «Орестее» действуют не только герои, но и боги. Впоследствии, когда вы будете читать трагедии Софокла и Еврипида, вы увидите, что роль богов в трагедии становится минимальна, в отличие, например, от эпоса.

Какова композиция каждой из трагедий этой трилогии? Первая часть «Агамемнон» достаточно сжата и сгущена во времени – вестник видит огни и тут же появляется Агамемнон с Кассандрой, его встречают и хор, и Клитемнестра, соответственно Агамемнон идет по ковру к своей смерти и туда же идет Кассандра. Достаточно сжатый, очень короткий период времени занимает эта трагедия не в плане постановки, а в плане реального времени, в каком она идет. Это не несколько дней, а даже, возможно, несколько часов изображаются. И одна сцена довольно быстро сменяет другую, один эпизод довольно быстро следует за другим. Вторая часть «Хоэфоры» намного более растянута. Хор в ней играет достаточно большую роль. Она представляет собой погребальные песни на могиле Агамемнона, где встречаются брат и сестра. Хор приносит ритуальную жертву, фактически священнодействует, а Орест с Электрой договариваются о мести. Страдания Ореста, попытки очиститься от содеянного выливаются в полноценное судебное разбирательство на сцене, которое реализуется окончательно в третьей части трилогии, в «Эвменидах». В тексте «Эвменид» очень большую роль играет риторика и риторические агоны, т.е. соревнования. В суде здесь участвуют боги, и Ореста защищает Аполлон и Афина, Эриннии же защищают материнское родство, трагедия, как известно, называется «Эвмениды», потому что Эриннии в конце соглашаются оставить в покое Ореста и начинают называться Эвменидами, т.е. теми, кто благожелательно остается на каком-либо месте. Фактически эти прения между Эринниями и Аполлоном с Афиной представляют собой спор старых и новых божеств, и, естественно, новые божества побеждают старых. А Зевс при этом занимает позицию высшей силы, к которой апеллируют и те, и другие. Известен также следующий элемент суда в «Орестее». Дело в том, что один Аполлон сам в Дельфах не может очистить Ореста и вынужден отправить его в Афины, где на ареопаге происходит как человеческий, так и божественный суд. И все в итоге завершается вот этим торжественным шествием с факелами. Как считается исследователями античной драмы, это совпадало с моментом, когда зрители покидали театр. Что касается вообще подобного благополучного завершения трагедии, то это редчайший случай, ведь здесь страдания присутствуют лишь в первой и второй трагедиях, а в третьей трагедии все неожиданно действует в обратную сторону, перипетия здесь от несчастья к счастью. Это необычно для трагедии, и иных образцов у нас фактически нет. Сам текст трагедии наполнен различными символами, как мы сейчас называем, Аристотель назвал бы это метафорами. Например, вестник видит пылающие огни, это и гибель Трои, и символ пожара, некоего вихря, который вскоре уничтожит действующих лиц. Очень много золота и пурпура, которые означают, с одной стороны, триумф, а с другой стороны, Агамемнон боится ступить на пурпурный ковер, он снимет с себя золотые сандалии и идет по этому пурпуру, как по кровавому пути. Агамемнона опутывают сетью – с одной стороны, его хотят поймать, с другой стороны – это символ его беспомощности, беспомощной гибели. В виде покрова сеть присутствует и на Кассандре. Эти метафоры часто становятся материальными существами. В сущности те же Эриннии материализуют собой муки совести, которые испытывает главный герой. Хор, играющий очень большую роль в трагедии Эсхила, в самые кульминационные моменты распадается на части, и фактически можно сказать, что каждое полухорие – это отдельный актер, произносящий свою речь. В драме этой и наблюдает зарождении третьего актера, пока еще очень робкое. В тот момент, когда Орест поднимает руку на Клитемнестру, а она плачет, рядом с этими двумя актерами стоит Пилад, и неожиданно он говорит: «Вспомни прорицание Локсия», т.е. Аполлона – это третий персонаж на сцене. Есть различные мнения о том, кто это может быть, может, это корифей надевает маску Пилада, или же это действительно появление третьего актера. Более других моментов, когда можно было бы чисто сценографически выделить наличие трех персонажей, на сцене мы их не видим, всегда их двое и хор с корифеем. Важный элемент в античной трагедии всегда составляет судьба, она играет важную роль. И у Эсхила судьба не идет против героев, и герои с ней не борются, они просто не могут скинуть с себя её сеть, они страдают. Вот Орест страдает, идет на суд – это его судьба, он не борется против этого, он может лишь пытаться как-то убежать от страдания, и это ему не удается, пока он не достигает суда. Такова драма Эсхила.

Далее — Драма. История. Часть 3

Search

Categories