Страницы

Ссылки

Лирика. Теория. Часть 11

Лирика. Теория. Часть 11

Самые знаменитые поэты этого времени, конечно, – Вергилий, Гораций, Овидий, в их литературе мы видим полное отражение всего вышеперечисленного. Вергилий пишет мифологические произведения, например, та же «Энеида» – это не только ученый эпос, но и поднятие темы судьбы Рима. Или «Георгики» – это, с одной стороны, такой ученый александрийский эпос, как описал его Арат, но в то же время тема труда, спасительного труда, эта несвойственная александрийцам тема, нечто новое, свойственное этому периоду. У Овидия лирика самая разнообразная: и любовная, и ученая, те же «Фасты», эпос, и уж тем более «Метаморфозы»  – также полностью отражают эти веяния: и ученость поэзии, и в то же время ее, скажем так, изысканность выражений и понятность все-таки довольно большому кругу. Это александрийская поэзия, но в то же время и не александрийская, а уже римская, римское явление. И, конечно, отдельно здесь стоит лирика Горация. Овидий писал и лирику, и драму, и эпос, те же «Метаморфозы» – это переработка, в общем-то, всех малых александрийских форм в общедоступный текст. И он писал в самых разных жанрах. А вот Гораций об этом пишет и в «Послании к Августу»: я не могу предпринять написание эпоса, потому что, мол, это мне не по силам, и всё такое прочее. Типичный топос некоторого самоунижения и отстранения от некоторых тем, которые нежелательно по каким-либо причинам развивать. Гораций в основном писал лирические произведения. Что касается их метрического содержания, то это в основном ранняя греческая лирика, именно ее имитация, что оказывает некоторое влияние на его тексты, поскольку, в отличие от александрийцев, ранняя греческая лирика, как мы говорили, несла на себе некоторый след живой общественно-политической жизни, которая непосредственно отражается в текстах; и не только жизни, но и чувств людей, и чувств авторов, которые пишут эти произведения. В текстах Горация, нельзя сказать, что очень много таких искренних чувств, но какое-то влияние уже ощущается. И в текстах Овидия, в «Посланиях с Понта» и в «Тристиях» это ощущается особенно ярко. Это фактически переход к чему-то новому, обратно к искренним влияниям чувств в поэзии. В этом еще одна деталь, которая отличает римскую литературу от литературы александрийской.

Гораций также является, помимо своих знаменитых эподов, сатир и од, автором посланий, и одно из посланий – это знаменитое «Послание к Пизонам». «Послание к Пизонам» Горация также иногда называют «Поэтикой», оно называется еще по-латински ars poetica –  поэтическое искусство. Когда вы будете его читать, у вас может изначально возникнуть впечатление, что «Поэтика» совершенно хаотична. Гораций говорит вдруг о том, об этом, непонятно, в какой связи эти части находятся друг с другом. И действительно, в своей основе «Поэтика» несколько эклектична. Причем Горацию здесь принадлежит лишь отбор и группировка чужих положений. Но на самом деле в ней есть внутренняя стройность, причем стройность эта трехсторонняя. С одной стороны, «Поэтика» представляет собой некоторую, скажем так, эпистолярную беседу, то, что по-латински называется sermo, речь, это некоторая мысль, изложенная в живом разговоре. С другой стороны, это некоторый учебник по тому, как писать поэзию. Он логический внутри. А с третьей стороны, «Поэтика» – это, безусловно, художественное произведение. И там есть некоторые образы и мотивы, выстроенные достаточно равновесно. Знаменитый ученый Скалигер говорил, что «Поэтика» Горация – это искусство без искусства. В чем смысл этого высказывания? Смысл в том, что Гораций считает, что искусство состоит в том, чтобы скрывать искусство. Тем в «Поэтике» действительно поднимается очень много, прямо как в сатуре, это еще один такой поджанр, о котором подробно будем говорить в следующей лекции. Что касается первой стороны, именно беседы, эпистолярной беседы, то, безусловно, темы эти сменяют друг друга, между ними есть сглаженные и как бы обрывистые переходы, в середине произведения кажется, что полностью всё смешано.

Далее — Лирика. Теория. Часть 12

Search

Categories