Страницы

Ссылки

Семья и религия в Риме

Семья и религия в Риме

Теперь мне немного хотелось бы сказать о другом: о том, что собой представляет тип, типаж римлянина, что такое римская религия, что такое римская семья – вот об этом. Если говорить о семье — семья римская очень патриархальна. Фамилия, семья, во главе которой стоит отец семейства (pater familias). Он обладает абсолютной властью над детьми и во многом над женой своей. Довольно долго, вплоть до поздних времён, дети не имели право иметь собственность, а отец – абсолютный собственник, пока он жив. И даже такая изуверская, на наш взгляд, черта Рима: отец мог продать своих детей в рабство. То есть полная власть над семьёй, такая иерархия подчинения, которая всё пронизывает.

Женщина подчинялась. Это проявляется в таком внешнем, но важном моменте, что у женщины даже нет своего имени: она носит родовое имя своего отца, а если дочерей несколько, то с номерами (Корнелия I , Юлия II и т.д.). Женщина – не лицо, у неё даже нет своего имени, она имеет только порядковый номер и родовое имя отца. Вообще, очень важную роль играет родовое имя. Родовые имена способствовали складыванию римских кланов, которые проходят через всю римскую политику аристократических семейств, которые очень чётко знают своё родство, помнят свои традиции. Римская аристократия как раз имела родовые имена и очень ими дорожила, и консолидировалась вокруг них. Ещё что касается римской семьи, то, конечно же, существовал сложный культ, у семьи были свои покровители, пенаты, лары, гении. Очень почитался очаг, Веста — богиня домашнего очага. Вся эта сложная система поклонения говорит о важности семьи в Риме. Но при этом, повторяю, семьи патриархальной, с единоличной властью отца и мужа над женщиной и детьми.

Переходя к религии Рима, надо заметить, что тут мы не увидим (как у эллинов) богатой мифологии, поэтического воображения, мировоззренческих проблем, множество мифов, легенд. У римлян всё иначе. Отношение их к богам чисто формальное, формула римского отношения к богу: я даю, чтобы ты дал. Вообще, как заметил Фаддей Францевич Зелинский, наш замечательный исследователь римской культуры, римское мышление по преимуществу юридическое, римлянин мыслит себя как человека, который находится в сложных отношениях субординации, подчинения, сделок со всем окружающим миром. И с богами тоже заключаются сделки, даются обеты. Если я их выполняю, значит, мне за это будет что-то хорошее. И нужно соблюдать все эти обеты.

Многие боги были позаимствованы у этрусков, многие потом – у греков (мы помним пары римских и греческих богов-двойников). Хотя были, конечно, и неповторимые римские боги, например, Янус. Но так Юпитер – в нём признают Зевса греческого; Афродита – ей соответствует Венера, Аресу – Марс и т.д. То есть тут мы видим тоже некую вторичность, суховатость. При этом римляне (ещё одна характерная черта религии древнего Рима) часто обожествляли какие-то абстрактные понятия, например, милосердие, согласие, то есть поклонялись именно таким сухим абстракциям.

Замечу здесь такую отличительную черту римлян: когда они захватывали какой-нибудь народ, какую-нибудь землю, то наряду с материальной добычей они брали и добычу духовную. Они брали местных богов (они были всеядны) и переносили их на свою почву. И даже был такой трогательный и забавный на наш взгляд обычай, как переманивание — процедура переманивания богов противника на свою сторону. Перед битвой римляне давали обещание богам вражеской армии, что если те перейдут на их сторону, то они будут их почитать. И тут мы видим сделку: привлечь чужих богов на свою сторону, завлечь их какими-то обещаниями. Это тоже интересная чёрточка римская. А так, повторяю, римская религия достаточно бедна, суховата и целиком подчиняется каким-то утилитарным целям и целям государственным. Герои Рима – это не столько боги, сколько герои (легендарные или реальные лица) римской истории.

Далее — Virtus romanus — римская добродетель

Search

Categories