Страницы

Ссылки

Образы коня и волка

Образы коня и волка

Другой образ, не менее популярный и тоже связанный с солнечным светом — это образ коня, движущегося по небу. Конь-солнце, движение которого, то есть бег которого уподобляется движению солнца, это опять же образ общеевразийский и, может быть, даже шире. У индоевропейских народов был чрезвычайно распространён миф о двух конских божествах-братьях (в Индии они, кстати, назывались Ашвины и, согласно индийской мифологии, были главными защитниками мира людей). На русских избах мы видим, что фронтон может быть украшен либо одной конской головой либо двумя противонаправленными конскими головами. То есть опять-таки это образ солнца, это образ двух конских божеств, защищающих людей. Такой же образ встречается, если вы проедете по Золотому Кольцу России, практически в каждом археологическом музее. Мы увидим амулеты, подвешивающиеся к поясу или на грудь, две противонаправленные конские головки. Распространён был, я повторяю, практически везде. То есть вот такое вот двуединое конское Божество-покровитель. С другой стороны, это можно сравнивать с подземным и подземным (ночным) и надземным (дневным) движением солнца, то есть такой амулет охраняет в течение всех суток. Ещё одним звериным божеством, связанным тоже, как ни странно, с солнечным светом, является волк. Волк, мы знаем, что само это имя, содержит корень вел, с указанием на подземный мир, а также магию, собственно волшебство отсюда же, и отсюда же языческий жрец, называемый волхв. Это всё однокоренные слова. Волки в греческой мифологии — свита бога света Аполлона, в славянской — свита Ярилы. Потом это переходит в эпоху двоеверия на образ святого Георгия — преемника Ярилы. Волки — пожиратели чертей. То есть образ достаточно положительный. Геродот сообщал, что далеко на севере, где с неба сыплются огромные белые перья, то есть идёт снег, есть странный народ, где каждый мужчина, на несколько дней в году превращается в волка. Как ни странно, сведения Геродота в данном случае точны, только надо понять, что именно стоит за ними. Это якобы превращение мужчин племени волков, так изумившее информаторов Геродота, на самом деле является ничем иным, как ритуальным ряжением в шкуры животных или, сказать точнее, в шубы мехом наружу. Потому что наши древние предки носили шубы мехом внутрь, потому что так теплее, и лохматость, вообще — принадлежность к потустороннему миру, поэтому она категорически недопустима в быту и, наоборот, необходима в ритуале. Именно поэтому, на все ритуалы, костюмы были той или иной степени лохматости, и выворачивали славяне свои тулупы, что кстати описано, например, и у Гоголя, и таким образом, они как бы символически превращались в своих предков — волков. Волка славяне, как правило, не называли этим словом, использовали эфимизм «лютый», что, кстати, сохранилось в украинском названии февраля — волчий месяц — значит «лютый». Одно из славянских племен имело название «лютичи». То есть они себя называли потомками волков, потомками Великого Волка. И такое представление о людях — потомках волков довольно стойко жило в славянской мифологии, оно дало поверье о волках-оборотнях, то, что называется волколак, то есть человек в волчьей шкуре. Причём Рыбаков предполагает, что изначально так мог называться просто языческий жрец просто в ритуальном облачении, а потом это приобрело значение оборотень вообще. А, кроме того, в южнославянских языках это приняло форму вурдалак, которая сейчас уже означает «вампир». Причём в обличии волков, согласно славянским поверьям, могли жрецы отгонять тучи от земель друг друга и, соответственно, гроза могла оказаться в битве таких волколаках, то есть двух жрецов, прогоняющих грозу от своих земель.

Следующая страница

Search

Categories