Страницы

Ссылки

Осирис, Сет и Гор

Осирис, Сет и Гор

Как вы прекрасно понимаете, одно упоминание о культуре Древнего Египта сразу рождает «мумии», «пирамиды», «росписи саркофагов», соль-перец по вкусу… То есть всё, что связано прежде всего с культом мертвых. Я замечу тот очевидный факт, что по воззрениям древних египтян факт физической смерти не гарантировал попадания в страну мертвых. В страну мертвых можно было попасть только при соблюдении определенных ритуалов или ряда других условий в зависимости от эпохи и представлений. И даже то, что бог Осирис оказывается убит своим братом Сетом, совершенно не гарантировало попадание в страну мертвых. В страну мертвых он попал, когда его сын Гор дал проглотить Осирису око Гора. Тогда Осирис воскресает. Но не для жизни в мире живых, а для полноценной, насыщенной, интересной жизни в стране мертвых. Что же пишет Антес по поводу того, что Гор и Осирис были одним и тем же божеством. Какие бы у нас не были мифы о Сете и Осирисе (а на эту тему египтяне продолжали писать на протяжении всей истории их культуры), мы всё равно имеем тот факт, что Исида зачинает своего сына Гора от мертвого Осириса. По поводу Сета сразу оговорюсь. Чем ближе к современности, и, кстати, чем ближе к грекам, тем всё упрощается. Но что такое греки? Для греков египетская культура — экзотика. Будут ли они разбираться в ней? И будем ли мы разбираться в экзотике каких-то непонятных народов? Греки тоже особо не разбирались. В греческом изложении, в частности, у Плутарха, благодаря которому мы очень многое знаем, Сет будет типичнейшим злодеем, который из злости, ненависти убивает брата своего Осириса. В более архаичные эпохи Сет не мыслился злодеем, хотя Осириса действительно убивал. Но тут свои тонкости. Как бы то ни было, Осирис убит Сетом, и Исида беременеет Гором от мертвого мужа. В образе соколицы она садится на его труп – так происходит зачатие. Антес так пишет о древних (в эпоху первых пяти династий) ритуалах воцарения. Жил да был на земле фараон — бог Гор, но умер. Приходит к жрецам наследник фараона и требует отцовский сан. Жрецы ему возражают на том веском основании, что ты — не Гор, твой отец был Гором. И наследник отвечает, что мой отец был Гором, но он умер — стал Осирисом, и теперь претендую на царство я — его сын Гор. Этот воображаемый диалог вы можете прочесть у Антеса, автор очень подробно его разбирает. И действительно, благодаря преемственности власти — от отца к сыну, зачатого после смерти отца, осуществлялась смена поколений фараонов в эпоху династий. Позже эта концепция перестала удовлетворять жрецов, и соответственно фараон уже считался человеком, хотя и сыном богов; и никаких осирисов-горов больше не было.

Еще хочу обратить ваше внимание на «Мемфисский теологический трактат». Это совершенно другая теология и теогония. Согласно этому тексту бог Птах творит мир силой своей мысли. И более того: в трактате говорится, что ничто не имеет бытия, прежде чем его название не будет произнесено громко. Таким образом, мы имеем первый в средиземноморской культуре (задолго до Евангелия от Иоанна с его знаменитым «В начале было Слово») текст, где бог творит мир силой своего слова. Я не могу не заметить, что по египетским представлениям, когда «не будет ничего, пока название не произнесено громко», слово — четко звучащее. В то время как, если обратиться к богословским представлениям о голосе, всячески будет подчеркиваться нефизический характер слова. В Евангельском тексте мы имеем понятие «Логос», и это принципиально отлично от понимания слова как совокупности звуков.

Далее — Тефнут

Search

Categories