Страницы

Ссылки

Драма. Теория. Часть 10

Драма. Теория. Часть 10

Каким образом римляне заимствуют у греков драму? В первую очередь это происходит через переводы. Они соотносятся с греческими оригиналами и потом постепенно разрабатывают нечто свое. Именно в Риме вследствие восприятия всего комплекса драматического развитого в Греции, вследствие размывания этих границ появляется то, что мы назвали бы сейчас именно драмой, т.е. некое единство трагического и комического. При этом в самой римской системе комедийная часть была более разветвлена, а в трагической системе господствует мифологическая трагедия, в отличие от комедии, которая отказывается от мифологических сюжетов. Итак, мы имеем следующие два рода – это комедия-трагедия, отдельно стоящий мим, примыкающая к трагедии и в сущности являющая нечто среднее между трагедией и комедией сатировская драма. Если посмотреть на это с точки зрения теории Аристотеля, например, с точки зрения фабул – какие бывают перипетии, то здесь четко понятно, что трагедия являет собой нарастание пафоса, нарастание страдания, от счастья происходит перемена к несчастью. Комедия же, напротив, являет собой перемену в обратную сторону и постепенное уменьшение пафоса или страданий, перемены от несчастья к счастью.

Взглянем теперь на структуру трагедии и комедии. Начнем с трагедии. Для любой трагедии существовала некая вводная часть. Первая вводная часть – это дидаскалии. Дидаскалии – это списки соревнований трагиков, в которых указывалось занятое трагедией место в соревнованиях, кто был автором, кто были актеры, кто бы архонт в это время и тому подобные сведения, которые позволяют позиционировать ту или иную трагедию на определенный год. Другой вводной частью является так называемая ипотеза. Это введение в трагедию (обычно писали его наиболее ученые авторы), в котором они излагали некие свои, скажем так, теоретические сведения о трагедии.

Из каких частей состоит сама трагедия? Какова её структура? Мы видели, какую структуры выделяет Аристотель, и современные ученые ему и следуют, что в трагедии есть пролог, в котором обычно рисуется вся обстановка. Далее это парод, вообще слово пародос означает проход мимо или вдоль, в это время обычно появляется хор, обычно указывается на только что завершившиеся событие или на нечто новое. Эписодии – это привхождения, когда обычно хор разделяется на две части, буквально слово эписодион означает привхождение. Это стасим, тот элемент, который разрезает эписодий, когда хор стоит, как бы разрезает эписодий между собой, хор в это время стоит и не движется. Есть также в эписодиях такой элемент как монодиа – это личная песнь героя, а также ест такой элемент как коммос – это процессия, когда и хор и актер сливаются, заканчивается все эксодом – уходом со сцены. В числе первых драматургов можно назвать следующих – это Феспид, с которого все началось, который был первым постановщиком трагедии на Дионисиях. Далее это Фриних, который написал трагедии «Финикиянки», «Взятие Милета» и прочие. И наконец, уже известные нам авторы Эсхил, Софокл и Еврипид. Эсхил знаменит тем, что он ввел второго актера, Софокл ввел третьего актера и того получилось три актера и хор, а Еврипид очень сильно уменьшил роль хора.

Какова структура комедии? Структура комедии следующая, она несколько отличается от трагедии, а именно: в ней есть агон – это состязание двух соперников комедийного типа, которое может даже дойти и до драки, есть такой элемент в комедии как парабаса, т.е. буквально – выступление вперед, когда предводитель хора обращается к публике и начинает сводить счеты со своими соперниками, и зачастую, если это древняя комедия, обсуждает общественно-политическую обстановку. В комедии часто присутствуют отдельные песни хора, отрывки, которые поет марширующий хор, есть речитатив, есть различные песни полухория, называющиеся ода и антода, т.е. противоположная – песнь второго полухория, эпиррема – речитатив и антэпиррема – ответы первого и второго полухория. Как мы уже говорили, позднее хор теряет свое значение, причем как в трагедии, так и в комедии. В сущности, в новой аттической комедии хор – это лишь музыкальные вставки, которые увеличивают музыкальную насыщенность произведения. Там поют сложные арии и таким образом добавляют все-таки музыку в происходящее на сцене, поскольку из-за большой роли хора в древней комедии там с музыкальной составляющей было все в порядке, а здесь этого уже не хватает. По этой же причине, очевидно, в новой аттической комедии появляется музыкальный дивертисмент, т.е. какие-то вставки, возможно, такими вставками служили и сатировские драмы. Например, в трагедиях подобными вставками могли служить сатировские драмы, но Аристотель с этим не соглашается и считает, что сатировская драма – это некий отдельный жанр.

Далее — Драма. Теория. Часть 11

Search

Categories