Страницы

Ссылки

История Отечества XVIII века

Взгляды на преобразования Петра I

Обращаясь к преобразованиям Петра I, мы обнаруживаем, что спор об их закономерности, прогрессивности, даже целесообразности идет в науке уже давно и восходит едва ли не ко времени самих реформ. Причем, до настоящего времени высказываются полярные, взаимоисключающие точки зрения о проблеме. Нет согласия в вопросе о том, в какой мере эти реформы выступают продолжением предшествующего хода истории, а в какой означают разрыв преемственности. Сторонником первого из указанных мнений являлся известный российский историк Сергей Михайлович Соловьев. По мнению Соловьева, народ поднялся, собрался в дорогу — кого-то ждали. Ждали вождя? И вождь явился. Другие историки полагали, что Петр I нарушил естественный ход развития страны, внеся перемены в экономику, политику, культуру; что он захотел сделать Россию Голландией. Противоречивость этих оценок преобразований Петра Великого имеет вполне реальную основу. Необходимо рассмотреть, в чем же действительно природа государственных преобразований Петра, который действительно, впервые в истории Российского государства принимает титул императора, объявляя Россию империей, существование которой продлится до 1917 года.

Следует заметить, что эпоха нового времени внесла существенные перемены в мировую цивилизацию, в развитие экономических связей, географические открытия и исследования. Появление и распространение новых средств коммуникаций и технических знаний объединяет постепенно мир в единую цивилизацию. В этих условиях отставание в темпах развития оборачивалась угрозой суверенитета государства. Организация государственного управления передовых стран в такой ситуации становится образцом для подражания, моделью желательного переустройства для других. Такой путь “догоняющего” развития принято называть модернизацией. Поскольку в новое время в качестве эталона модернизации выступали передовые страны Западной Европы, то данный процесс определялся как европеизация, что указывает не столько на его сущность, сколько на ориентацию. В соответствии с этим процессом в рамках общей теории рационализации общественных отношений современная наука выделяет ряд основных типов власти: традиционный, рациональный и харизматический. Следует заметить, что правление Петра есть харизматический тип власти, который основывается на признании исключительных, уникальных достижений индивидуальной личности и предписываемых ею образцов поведения. В исторической перспективе данный тип предстает скорее как переходный тип власти от традиционной ее организации к рациональной. Поэтому всякая крупная реформа политической системы может рассматриваться как результат и способ разрешения конфликта между традиционной организацией власти с одной стороны и рациональной с другой. Реформы Петра I, воплощая в себе догоняющее развитие, модернизацию и европеизацию, выступали первыми в ряду подобных преобразований нового времени, обнаруживая ряд устойчивых признаков, которые затем прослеживаются в реформах России и в других странах, вплоть до настоящего времени.

В 1721 году Петр 1 провозгласил себя императором, что означало, с одной стороны усиление власти самого царя, а с другой ­ новый политический статус Российского государства, которое станет называться империей. Следует заметить, что империя — это политическая система, объединяющая под началом жесткой централизованной власти разнородные этнонациональные и административно-территориальные образования на основе отношений «метрополия – колония», «центр – провинция», центр национальной республики и окраина. Для империи характерно иметь определенный политический идеал универсального государства, связанный с выполнением какой-либо миссии. В России подобный тип высшей централизованной власти — абсолютизм — как раз и сложился в ходе петровских преобразований. Сущность петровских преобразований была в том, что они представляли собой классический пример радикальных реформ, проведенных государством сверху без участия и, скорее, при сопротивлении широких слоев общества. Основным же инструментом их проведения являлось законодательное регулирование всех сторон жизни общества. Перед тем, как перейти непосредственно к политическим преобразованиям при Петре I необходимо выделить несколько особенностей его реформаторской деятельности.

Первая особенность заключалась в бессистемности преобразований. У Петра не было четкого плана реформ. Связано это было со второй особенностью. Вторая особенность заключалась в том, что все реформы проводились в соответствии с нуждами Северной войны. Третьей особенностью реформ Петра было то, что они проводились сверху, как уже говорилось при сопротивлении широких слоев общества. Четверная особенность: реформы Петра Великого носили “догоняющий” характер. То есть главной целью было догнать ведущие страны Западной Европы. Пятой особенностью являлся насильственный характер реформ.

Далее — Областная реформа

Search

Categories