Страницы

Ссылки

Архитектура

Аналогичные процессы обмирщения культуры наблюдаются и в архитектуре. В первой четверти 18 века преобладает гражданское строительство, появляется новый тип общественных зданий административного, промышленного и культурно-просветительского назначения. К таковым относится монументальный арсенал в Кремле, который начали строить в 1701 году, а так же здания суконного двора, представляющего замкнутый четырехугольник из двухэтажных зданий с фасадом, выходившим против Кремля на набережную Москвы-реки. Воплощением новшества в церковной архитектуре старой столицы являлась Меньшикова Башня, сооруженная русским зодчим Зарудным. Ее достопримечательностью являлся шпиль и привезенные из Англии часы. Наиболее ярко зодчество и градостроительство петровского времени было представлено все-таки в Петербурге. Одновременно начатое строительство Петропавловской крепости, Гостиного двора, биржи и порта символизировало будущее нового города. Трудом десятков тысяч людей на заболоченной либо покрытой густым лесом местности было положено начало красивейшего города мира. В 1725 году его население насчитывало около 40 000 человек. В отличие от прочих городов России, застройка которых производилась стихийно, со множеством узких переулков и тупиков, застройка Петербурга велась по заранее разработанному плану. Дома воздвигались по прямой линии, фасады выходили на улицу, что выражало стремление преодолеть замкнутость прежнего образа жизни. Специальными указами был установлен тип зданий, размеры которых зависели от состоятельности владельца. Все население было разбито на именитых, зажиточных и подлых людей. Именитые, к которым относились богатые помещики и купцы, обязаны были строить двухэтажные каменные здания с высокими комнатами, большими окнами и украшениями на фасаде. Так Летний дворец Петра мало чем отличался от типовых зданий для именитых. Первое монументальное здание новой столицы империи связано с именами архитекторов Доминика Трезини, Ивана Устинова, Михаила Земцова. Грандиознейшее сооружение Петербурга – Петропавловский собор – был построен по проекту Трезини. Колокольня, увенчанная золотым шпилем, превышала высоту Ивана Великого в Московском Кремле, что по мысли Петра должно было отражать превосходство новой столицы над старой. Замечательными памятниками архитектуры Петербурга петровского времени является здание 12 коллегий, предназначенное для центральных учреждений России, Кунсткамера, в которой размещались библиотека и музей. Своеобразие здания 12 коллегий придавали многократные повторения одного и того же планового решения, выраженного в равенстве размеров членения здания. Этим подчеркивалось равенство коллегий, для которых предназначалось здание. Крупнейшим промышленным зданием новой столицы была Адмиралтейская верфь. Этот сложный комплекс включал множество предприятий, необходимых для постройки оснастки кораблей: лесопильни, кузницы, смолокурни, канатное, прядильное и парусное производство. Петербург воплощал черты новой культуры и в отношении городского благоустройства. По указу 1714 года каждое судно, пребывавшее в город, должно было доставлять от 10 до 30 камней. Камни использовались для устройства мостовых. Главные улицы освещались фонарями, заправлявшимися конопляным маслом. Проявляя заботу о благоустройстве и внешнем виде своего города, царь в то же время тормозил каменное строительство в прочих городах страны. Указом 1714 года было запрещено использование кирпича в качестве строительного материала повсюду, за исключением Петербурга. Придворная знать, помимо роскошных дворцов в столице, строила роскошные дворцово-парковые ансамбли и в окрестностях. К таким, например, относится дворец Меньшикова.

Далее — Дело царевича Алексея

Search

Categories