Страницы

Ссылки

Пакс романа

Пакс романа

На смену цивитас (римской общине) приходит пакс романа. Как говорят, пакс романа – значит «римский мир». Огромная держава, основанная на бесконечных войнах, грабеже завоёванных земель, рабском труде, латифундиях и росте власти удачливых полководцев, которые бросают вызов уже самому сенату. Присоединённые к Риму в ходе войн территории получили название провинций. Первыми провинциями станут Сицилия и Сардиния, следом — Корсика, Галлия, Иллирия, Македония, Африка, Сирия, Киликия, Ахайя, Нумидия и другие.

Если Эллада, эллинские полисы вывозили в другие страны изделия ремёсел, а также свои культурные достижения, то отношения Рима с провинцией были практически игрой в одни ворота. Из Сицилии и Египта в Рим поступал дешёвый хлеб на раздачу плебеям, с Востока – предметы роскоши, а сам Рим вывозил в захваченные им земли только своих правителей и воинов, свои легионы. И, конечно же, это вело к коррупции.

Про одного римского наместника в провинции говорили так: он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции. Очень выразительно и по-римски. Какие уж тут виртус романус! Грабь всё, что плохо лежит. В провинциях полностью правили римские наместники и стояли римские легионы.

Но всё же власть в римском мире держалась не только на грубом насилии. Распространяется эллинская культура, распространяется и совершенствуется римское право. Напомню, что для римской цивилизации характерен абстрактный универсализм, рассудочный педантизм, систематичность. И всё это порождает право, лежащее в основе даже современных правовых систем. Чем больше разрывались связи между людьми, тем сильнее возникала необходимость в их регламентации посредством права. С этим когда-то столкнулись, например, в Китае, в эпоху Чжаньго, когда на смену конфуцианской общине пришли легисты с их культом права. Об этом говорил и апостол Павел в своих Евангелиях: «Кто преумножает закон, преумножает преступление, и право приходит там, где присутствует преступность» и т.д.

То есть, там, где нет живой жизни, живой связи, требуется буква, мёртвая буква, для которой нет живых людей, царят мёртвые принципы. Римляне первыми жёстко отделили право от неписаных обычаев, от морали; всё стремились регламентировать, всё стремились систематизировать, поставить рассудок — на место чувства, всеобщее – на место конкретного. И отсюда черты римского права: универсализм, систематичность, детализация.

Первые римские законы (я уже говорил) – это двенадцать таблиц, которые были записаны ещё в 451- 449 году до н.э. И потом последовали другие законы. Записью и толкованием правовых норм занимались преторы. Претор – судья. Известный консул и претор Публий Муций Сцевола, живший во II веке до н.э., произнёс знаменитые показательные изречения. В нём вся римская несгибаемость, абстрактность и категоричность. «Пусть мир погибнет, но закон должен торжествовать». Конечно, неподкупность римских судей и справедливость римских администраторов не выдержали испытания роскошью и всемогуществом. Точно так же, как за три века до этого случилось со спартанцами. Правда, со спартанцами совсем в иных масштабах: когда они вдруг оказались во главе Эллады после Пелопоннесской войны. Роскошь из Азии, индивидуализм из Греции проникает в Рим и начинается разложение.

И поскольку в основе римского государства — грабёж провинций, то борьба, политическая борьба в этом государстве идёт вокруг распределения добычи, распределения богатства. Плебеи и пролетарии говорят: «Хлеба и зрелищ давайте». Бедняки требуют: «Дайте нам землю, мы тоже люди, мы тоже римляне». Воины разоряются, землю скупают, и эти воины становятся опасными для сената. У этих воинов становятся популярны вожди и командиры, которые обещают раздать им землю из агер публикус. За кусок добычи бьются и жители провинций, которые тоже требуют предоставления им прав римского гражданства. Сначала это союзники — италийцы, а затем и жители других провинций Рима.

Далее — Братья Гракхи

 

Search

Categories