Страницы

Ссылки

Илья Муромец и Соколик

Илья Муромец и Соколик

Ещё интересней взаимоотношения с врагами из иного мира у Ильи в былине о его сыне или дочери, как «Илья и Соколик». Былина существует в двух вариантах; примерно 4/5 записи — это сын Соколик, сын Ильи и где-то 1/5 — это безымянная дочь Ильи. А в целом былины абсолютно не отличаются. Так упоминается, что Илья некогда в чистом поле сразился с богатыркой, одолел её, затем овладел ею и вот, собственно, у неё рождается сын или дочь и это уже подросшее дитя Ильи, приезжает на Русь врагом, захватчиком. Враг минует заставу ночью, пока богатыри спят. Вот этот мотив сна на заставе довольно любопытный. Затем богатыри встают на заставе, чтобы не спать, а сторожить. Этот сон на заставе встретится нам неоднократно, и он имеет вполне мифологическую основу. Дело в том, что во время такого сна герой как бы своим именно сном открывает врата потустороннего мира, то есть делает возможным этот контакт, контакт с личностью из потустороннего мира. Итак, Соколик минует заставу ночью, утром богатыри узнают об этом по ископыти, то есть огромному следу копыт. Все они боятся, и только Илья едет биться с неизвестным богатырём. Они сражаются, у них приходит в негодность всё оружие и они сцепляются в рукопашную. Соколик — молодой, сильный — валит Илью и вот дальше, в одном из вариантов былины, следует замечательная фраза: лёжучи, у Ильи силы прибыло. То есть перед нами, безусловно, Антеевский мотив — Илья черпает силы из земли, сбрасывает с себя Соколика, сам уже одолевает его и спрашивает поверженного богатыря об имени. Тот говорит, что не знает своего отца, а мать такая-то богатырка. Илья видит, что перед ним его собственное дитя и, не объясняя причину своих поступков, отпускает (кого он отпускает?) врага Руси. Тот приезжает к матери, узнаёт, что бился с родным отцом, от этого в его душе вспыхивает ненависть, и он едет уже отомстить за то, что он, оказывается, незаконнорожденный сын. Две части былины — две совершенно разные мотивации. В первом случае Соколик — враг Руси, во втором случае он уже личный враг Ильи. Совершенно разные вещи. Далее, опять-таки Илья спит. Вообще богатыри на заставе только и делают, что спят. Очень гостеприимно во всех смыслах. Итак, Илья спит, Соколик входит в шатёр и ударяет Илью кинжалом в грудь. Далее в былине говорится, что на Илье висел такой огромный крест, что удар пришёлся в этот крест, Илья просыпается, хватает Соколика, разрывает его на две части и бросает эти части в чисто поле волкам и воронам. Ну, во-первых, заметим, что Илья в этой былине вроде бы страж русской земли, ни разу не действует как страж земли. Он либо отпускает врага русской земли, обнаружив, что тот его сын, либо казнит собственного сына за то, что осмелился поднять руку на отца, но никаких моментов, связанных с русской землёй, здесь вообще нет, либо он просто спит. Вот он, пресловутый патриотизм Ильи. Тут есть ещё один любопытный момент, что в таком мужском варианте былины, с главным героем, а не героиней, Соколик не выглядит, кроме его сверхъестественной силы, не выглядит сверхъестественным существом. В то время как в женском варианте эта безымянная дочь Ильи описывается так. Говорится, что у неё на одном плече сидит воробей, а на другом жаворонок. И эти птицы, сидящие на её плечах, позволяют видеть в её образе отголоски представлений о древнейшей богине с воздетыми руками, на которых действительно, могут сидеть птицы, о чём я писала в своей статье «Женщина с воздетыми руками». То есть она приезжает как бы как враждебное божество и чем для неё заканчивается поединок с отцом? Ничем, боевой ничьей. И второй раз она приезжает движимая уже чисто человеческой мотивацией. И в этот момент, что характерно, она становится уязвимой для своего отца. То есть пока у неё мотивация враждебного божества, то они с Ильёй примерно по силе равны. Как только она руководствуется мотивациями чисто человеческими, она становится уязвима, как человек против этого каменнотелого героя. То, что тут конечно есть отголоски представлений о каменнотелости — несомненно. Кстати, в былинах бывают такие реплики когда богатыри бьются, сабли в их руках притупилися. Сабля может притупиться не от удара о другую саблю, а о камень, т.е. они именно каменной природы.

Следующая страница

Search

Categories