Страницы

Ссылки

Один и его жертва самому себе

Один и его жертва самому себе

Один — верховный бог скандинавов. Его имя содержит корень «одр», что означает, если переводить по смыслу, “находящийся в состоянии экстаза”. Экстаз может быть разный: это может быть боевое безумие, бешенство, но это может быть вдохновение, это может быть и экстаз пророческий. Соответственно всё это к Одину всецело относится. Причём, поскольку Один — верховный бог, то он вследствие своего положения должен принципиально отличаться от нормальных, обычных людей. И богов, кстати, тоже. Отсюда (в текстах будет подчёркиваться) Один – бог женовидный. И женовидность его заключается в том, что он владеет магией. Магия в германской мифологии (и в скандинавской в частности) – это сугубо женское занятие. Потом это будет не так, но в древности именно таким образом и обстояло дело. С Одином неразрывно связано представление о синем цвете. Достаточно сказать, что в сагах Один, если он появляется среди людей, он одет в синее. Вообще синий цвет в сагах имеет чрезвычайно любопытное значение: либо синий носит человек, намеренный совершить подлое убийство; либо он намерен совершить праведную месть (в сагах это совершенно разное); либо это колдунья; либо это женщина, подстрекающая мужчину или к подлому убийству, или к праведной мести; или шестой вариант — это Один. То есть синий цвет в сагах – это цвет, связанный либо со смертью (и, кстати, о богине Хель говорится, что она наполовину синяя), либо это цвет, связанный с магией. И, я подчёркиваю, что цвет Одина – синий, мы знаем, что сейчас, когда пытаются изображать волшебников, то их стандартно рисуют в синем плаще, синей шляпе и так далее, и тому подобное. Сейчас это стало штампом. Происхождение этого штампа, собственно, вот оно — скандинавское. Итак, Один связан с экстазом, связан с провидением. Существует три версии того, как Один получал свою мудрость. Они не взаимоисключающие, скорее это мифы, которые между собою были не очень согласованы. Одна из версий — Один сам себе себя приносит в жертву, чтобы обрести мудрость. Он вешается на Иггдрасиле, на мировом древе, проходящем сквозь все миры (ну, понятно, мировое древо — это своеобразный мост между мирами, и тот, кто желает приобщиться к мудрости, там и должен оказаться). Мудрость, которая тоже проходит как бы сквозь все миры, собственно, представляет из себя провидение. Итак, Один вешается там; висит 9 дней и ночей, как говорится в эдде и, таким образом, ему открывается мудрость. Причём Одину людей потом в жертву приносят через повешение — особую форму жертвы Одину. И говорится, что Один сидит под повешенным. И поскольку считается, что мертвец обладает знанием потусторонним, то Один набирается мудрости и у повешенных. Это одна версия.

Далее — Один и Мимир

Search

Categories