Страницы

Ссылки

Лирика. История. Часть 3

Лирика. История. Часть 3

Сольная лирика. Яркие представители – Алкей и Сафо – лесбосские поэты.

Оба из старинных аристократических родов. Жили на о. Лесбос, когда на нем происходили различные революции. Были изгнаны с острова.

Творчество Алкея можно разделить на несколько частей: гражданская мелика, дружеская мелика, гимны, наблюдения за природой – песни, а не просто стихи в том виде, как мы привыкли представлять.

Самый знаменитый образ Алкея – образ корабля, который олицетворяет собой государство, который попадает в бурю в шторм, так же, как государство может находиться в бурном, тяжелом положении, имеются в виду войны, неурядицы.

Алкей разработал свой собственный размер – алкеева строфа. Состоит он из разных размеров, в основном это дактили и трахеи. Каждый стих содержит затакт (от греч – анакруза).

Помимо изображения корабля как метафоры государства, Алкей изображает и дружественные отношения между друзьями. В дружеские отношения часто врывается сила Зевса и воспринимается как сила природы. В его поэзии появляются животные и птицы, он придумывает множество разнообразных слов. Например, «волосятся, шерстятся камни».

Лирика Алкея сохранилась очень плохо. Бывало, что от стиха ничего не сохранилось, остался только пересказ. Например, пересказ гимна к Аполлону за авторством ритора Гимерия (4 в. н.э.), известного как секретарь Юлиана Отступника. Его учеником был Василий Великий. Ритор Гимерий упоминает Алкея и пересказывает гимн: где Зевс подарил родившемуся Аполлону лиру, и как тот гостил у гиперборейцев, после чего пошел в Дельфы, в этом фрагменте следует описание природы. Ученый Эдванс реконструировал этот гимн, используя эллинский диалект и сохраняя алкееву строфу – теперь это считается фрагментом №1.

Другая известная эллинская лесбосская поэтесса – Сафо. Согласно одному из источников, Сафо была влюблена в Фаона и бросилась со скалы, по другому – у нее были дети и жила она долго.

По содержанию ее поэзия очень отличается от социальной поэзии Алкея. Ее лирика – это любовь, музы, песни, поэзия, дружба, семья и т.п. Это светлый внутренний интимный мир. Основная тема – человек среди прекрасной природы, среди цветочных ароматов и птиц. Цветы довольно скромные – фиалки, гиацинты. Сафо очень любит писать об ароматах, о том, как все обрызгано росой и т.п. В ее лирике отмечается единение природной красоты, ароматов и божеств. В цветовой гамме Сафо преобладает золотой цвет – золотые цветочки, одеяние богов, но никогда это не вооружение, не блеск пиршества, как это было у Гомера. Появляется в ее лирике и ночной мир – ночное небо, звезды и луна, при которой звезды теряют блеск. Некоторые мысли Сафо навевают об одиночестве, смерти.

Смерть с точки зрения Сафо – «большое зло». Если бы она была благом, то и боги бы умирали. Эта фраза из 1-го фрагмента, который нам известен из «Риторики» Аристотеля. Лирические тексты Сафо дошли до нас через цитаты и папирусы. Сафо считает, что те, кто служит музам, не должен скорбеть и умирать, так как самое страшное для поэта – не оставить воспоминаний о себе и умереть полностью. Когда Сафо ощущает меланхолию от мыслей об одиночестве и смерти, то находит утешение в общении с богами, и таких фрагментов много. Например, гимны к Афродите – диалог богини и Сафо. Упоминаются и другие встречи с богиней. Новый элемент, когда поэт говорит с богами, очень важен для литературы. Поэт вообще способен общаться с богами, это его свойство. Такие мысли свойственны и для римской поэзии Золотого века, ее подражанию древнегреческой поэзии, а не александрийской.

Как Алкей, так и Сафо разработала свою строфу – сапфическая строфа. Состоит из логаэдов – 2 трохея, дактиль, 2 трохея и к ним добавляется короткий адонисов стих, который состоит из дактиля и трохея. Сапфическая строфа широко использовалась в античности и впоследствии в Европе и России (XVII, XVIII вв.)

Мы в основном описали раннюю греческую лирику.

Далее — Лирика. История. Часть 4

Search

Categories