Страницы

Ссылки

Проза. История. Часть 1

Рассмотрим различные подвиды жанров прозы. Поскольку прозаических текстов много, выберем некоторые из них.

Историография.

Литературная прозаичность произведения определяется тем, как мыслится задача истории и в чем состоит задача историографии. Начнем с Греции.

Есть два знаменитых греческих историка – Геродот и Фукидид. Задачей их было определить причинность событий. Сравните их с изложением современных исторических событий. Многие современные авторы претендуют на то, что они излагают сами события и не более того. А античные авторы ставили целью изложение причины события. Просто цепочку событий в V в. до н.э. в классической Греции излагали логографы, а не историки. У историков всегда есть свой взгляд на вещи, т.е. у Геродота есть свой взгляд на греко-персидские войны.

Зачем художнику внешняя художественная форма? Художественность исторического текста начинается в прозе с Фукидида. Геродотовские тексты в этом плане более простые, Фукидид идет против традиций. У Геродота мы находим архаическое представление, которое связано с удаленностью во времени и сменой поколений. Предки задают тон потомкам, и чем дальше вглубь веков, тем глубже причины происходящих событий. Это устанавливает связь с поэзией и причиной, которые берутся из мифов. У Фукидида иное понимание, он ближе к Аристотелевским идеям, что художественное произведение – это подражание и отражение объекта, поэзия философской истории, т.к. история единична, а поэзия обща. Существует два класса причин событий:

— интерес и приобретение персонажа;

— случайность и воля судьбы.

В историческом произведении мы видим набор некоторых действий, согласно теории Аристотеля. У Фукидида действия являются проявлением этоса – характера персонажа. И мы имеем две стороны – характеры и события, и они формируют целое. При этом действие очень важно, т.к. главным жанром в это время является драма. При этом историку необходим как трагизм, так и комизм, внешне это проявляется в сломе событий, а результат определяется судьбой. В более поздних исторических текстах можно обнаружить, что и общество, и государство описывается как единый человек, т.к. у целого общества и государства один этос. Этос, как известно, проявляется в двух планах. С одной стороны, он проявляется в действиях, с другой – в словах. Поэтому огромное значение имеют речи. Для историка могут быть важны и письменные документы, но речь – это единственный способ раскрыть персонажа. После его речи должно следовать принятие решений. Поэтому Фукидид начинает свое произведение именно с речей, поскольку это также и способ логического анализа ситуации. Он понимает, что никакого абстрактного положения вещей нет и, поэтому единственный выход – это вжиться в исторического персонажа. И тут встает вопрос о научной античной историографии.

Современная наука XVIII века признает в основном только механические движения, которые можно описать математическими формулами, т.е., с точки зрения современной науки, любой объект изучения должен быть лишен собственной воли, и человек может быть объектом познания, если его деятельность механична и не спонтанна. Маркс – это первый историограф, который занялся моделированием исторического процесса, поскольку для него основой стали именно товарно-денежные отношения, которые дают возможность научного изучения и предсказания. Для того чтобы удалить из общеисторической карты личные частные мнения, можно использовать общественные опросы, которые дают объективную картину.

Далее — Проза. История. Часть 2

Search

Categories