Страницы

Ссылки

Драма. История. Часть 4

Драма. История. Часть 4

Следующий автор, Еврипид, жил примерно в то же время. Он родился в 480 году и умер в 406 году до н.э. В отличие от Эсхила и Софокла, от Еврипида дошло 18 трагедий. При жизни успех его был проблематичным, даже скандальным, его часто обвиняли в непатриотическом поведении и тому подобном. Однако трагедии его ставились. В общем, он был довольно распространен, трижды при жизни получал награды. Первая победа – это 441 год, и дважды после смерти его награждали за его трагедии. Содержание его трагедий, их внутреннее напряжение часто было непонятно современникам, поскольку оно выходит за рамки классики, зато в эллинизм Еврипид стал самым популярным автором, и поэтому в римское время именно Еврипид будет тем автором, на которого изначально ориентируются авторы трагедий. И лишь потом, в процессе развития римской драмы, римляне усвоят и более ранний этап – классическую трагедию – трагедию Эсхила и Софокла.

В отличие от Софокла, Эсхил стоит ближе к софистам, для него человек – это мера всех вещей, и он занимает довольно-таки высокое положение в общей системе ценностей. Человек пытается понять космос, понять природу окружающего его и соответственно приходит к тем или иным выводам и делает уже те или иные поступки. Все трагедии Еврипида можно разделить на несколько групп. Первая группа – это так называемые аффективно-психологические трагедии, написанные примерно в 30-е годы V века, основную роль в них играют несдерживаемые страсти. Это «Алкеста», «Медея» и «Ипполит». Еврипид новатор в плане сюжетов, например в «Медее» он создает свой собственный вариант мифа, ведь, согласно основному варианту, Медея не убивает своих детей, она их приводит к алтарю Геры и там оставляет. Эту версию мы читаем у мифографов. Еврипид же полностью оправдывает свое имя, которое ему дал Аристотель, Аристотель назвал его трагичнейшим из поэтов. Он изображает действия так, что достигает максимального эффекта.

В следующий период, в 20-е годы во время Пелопонесской войны Еврипид пишет патриотические трагедии. Страсти в них также бушуют, но направленные не на личную судьбу, а на судьбу народа, на судьбу полиса. Это трагедии «Просительница», «Гераклиды», «Геракл» и «Троянки».

Далее в 10-е годы основная тема творчества – это так называемая драма интриги. Это «Ион», «Ифигения в Тавриде», «Елена», «Электра», «Орест», «Андромаха» и «Финикиянки». Это больше драмы, чем трагедии, потому что в них более сложные сюжетные переплетения, бывает и хороший конец, кроме «Финикиянок». И эти драмы легли в основу более поздних эллинистических бытовых драм. Огромную роль в этих драмах играет судьба. И эта модель сохранится и в эллинизме, когда в драмах будут присутствовать такие элементы, как соблазненная кем-то женщина, незаконный подброшенный ребенок, вещи, по которым он может быть узнан, он кем-то воспитывается, внутрисемейная путаница и личность, которая появляется и все разъясняет. Это есть сущность драмы-интриги, и она уводит мифологическую трагедию в сторону бытового содержания. Яркий образец здесь – это драма «Ион».

Последнюю группу из дошедшего до нас корпуса трагедий составляют два произведения. Это «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки». Обе эти трагедии были поставлены уже после смерти Еврипида. И в обеих этих драмах, особенно в «Ифигении в Авлиде», отразилась склонность к мифотворчеству у Еврипида. Ведь на тему Ифигении писали практически все драматурги, и у Эсхила, и у Софокла были соответствующие трагедии, которые до нас не дошли. Однако Еврипид обновляет сюжет, он не говорит о том, что Ифигению подменили на лань, он не говорит о том, что Артемида мстит Агамемнону за его определенные прегрешения. Он строит сюжет так, что центральной идеей становится идея испытания, которое возложено на греков, на что они могут пойти ради своих каких-то идей, ради своих целей. И в итоге, когда выясняется, на что могут пойти ахейцы, Артемида спасает Ифигению. Надо отметить, что конец этой трагедии считается проблематичным и, возможно, не принадлежит Еврипиду, а трагедия не была дописана им самим, а была дописана кем-то из его последователей.

«Вакханки» – это особая трагедия, потому что она непонятно восхваляет или унижает Диониса. Сам Дионис здесь появляется в трагедии, раскрывает предысторию, описывает экстатическое состояние вакханок, есть здравомыслящие персонажи, такие как Пенфей, который впоследствии также воображает себя вакханкой. Внутренняя перемена, которая происходит в Пенфее, приводит к тому, что часто Еврипида называют психологическим автором. Его герои испытывают внутренние страдания, в некотором роде их характер меняется, он несколько видоизменяет направление их воли, как сказал бы Аристотель. Конец трагедии «Вакханки» также довольно странный, и не очень понятно, принадлежит ли он Еврипиду.

Такова дошедшая до нашего времени классическая трагедия.

Далее — Драма. История. Часть 5

Search

Categories