Страницы

Ссылки

Драма. История. Часть 6

Драма. История. Часть 6

Что касается драмы, которая писалась непосредственно за классическим периодом, то от неё ничего не сохранилось, и мы вынуждены перейти сразу к драме периода эллинизма. Этот Менандр. Менандр родился примерно в 343–342 гг. и умер в 292–291 гг. до н.э., т.е. он жил в конце IV – начале III века до н.э. Был он состоятельным афинянином, однако, в отличие от классических трагиков, участия в политической жизни города не принимал. От Аристофана, от его самых поздних комедий и до начала творчества Менандра проходит примерно 50 лет. За это время рождается и умирает средняя комедия, но уже в самом конце творчества Аристофана ощущается нарастание бытовых элементов, и комедия становится все более и более бытовой. У Менандра мы это легко можем увидеть. Написал он около 100 комедий. Целиком до нас дошла только комедия «Человеконенавистник», или «Дискол», написана она в 317 году. Также у нас довольно много отрывков из других его комедий. Вполне согласно с идеологией эллинистической литературы и согласно с собственно жизнью Менандра, его комедии аполитичны. Несмотря на то, что он живет в эпоху Александра Македонского и огромных перемен во всей Ойкумене, т.е. во всем греческом мире, его комедии этого совершенно не отражают. Они направлены на изображение жизни и быта низших и средних слоев, на их личные интересы. Персонажи комедии Менандра самого разного характера, однако некоторые общие свойства у них есть. Они, даже самые презренные и мелкие, могут проявлять какие-либо человеческие и даже благородные чувства, например в «Человеконенавистнике» пасынок Кнемона Горгий, увидев, что тот упал в колодец, человек, который всегда осыпал его бранью отборнейшей и вообще плохо к нему относился, несмотря на все это, Горгий первый пытается спасти его и вообще достаточно часто совершает какие-то благородные поступки. И хотя Менандр никогда не морализирует в своих произведениях, тем не менее, мораль его текстов заключается в том, что у каждого человека есть некоторые слабости, и человек может осознать это, как тот же Кнемон, и избавиться от своих каких-то тех или иных недостатков. Его персонажи являют собой некоторые психологические типы. Конечно, это еще не то развитие, которого достигнет впоследствии в типизациях европейская драма, особенно итальянская комедия, но это зарождение подобной типизации. Каждому типу свойственны свои какие-то поступки, своя динамика. Есть такой тип, как Кнемон – старик и ругатель, есть повар – хитрюга и интриган и при этом знаток человеческих слабостей и скептический человек, есть богатый молодой человек, есть и женские персонажи того или иного характера. Сам текст комедии «Дискол» интересен тем, что в нем очень мало каких-либо метафор и украшений, однако там довольно много сентенций, причем таких, ориентированных на мораль среднего человека. Например: «лучше иметь явного друга, чем тайное богатство, зарытое в землю», и тому подобные сентенции. Согласно теории Аристотеля, в комедии Менандра всем движет характер человека, направление его воли хорошее или плохое, его природные какие-то свойства. Его мысли и высказывания нам помогают об этом узнать, а также всем движет случай, тот или иной, который приводит к различным переменам и формирует фабулу.

Далее — Драма. История. Часть 7

Search

Categories