Страницы

Ссылки

Посейдон и Деметра

Посейдон и Деметра

Далее Посейдон и Деметра. Посейдон — владыка моря. Море как мифологический персонаж существует отдельно от него. Море — это Понт. А Посейдон тогда бог с большими понтами. Шутки шутками, но его характер весьма скверный, яростный. Он хорошо прописан в многочисленных мифах. На всю Грецию знаменит его сыночек — Полифем, которые имел соответствующие проблемы с Одиссеем. И причиной десятилетнего скитания по морю как раз являлся гнев Посейдона, нежелающего отпустить Одиссея домой  и желающего его смерти за то, что тот ослепил его сыночка. Характер Посейдона очень хорошо прописан. Это бог высокой степени изобразительной антропоморфности и персонификации. Он имеет свои владения. И соответственно Деметра, как богиня изначально плодородия, позже земледелия, тоже богиня с вполне определенным и ярким характером. Правда, будут  противоположные черты. Скорбящая мать, у нее похитили ее дочь Кору. Очень грустная история. Много изображений, храмов. Перед нами наконец-то полноценные боги — владыки стихий.

Младшие — Зевс и Гера. Зевс, конечно, громовержец. Но то, что Гера изначально богиня грозы, богиня-туча, корова, для вас, вероятно, новость. У Геры от ее зооморфного облика остался один единственный эпитет: Гомер ее называет «волоокой», то есть «с глазами, как у коровы». Кому доводилось жить в деревне, общаться с коровами близко, знают, что у коров длинные пушистые ресницы, выразительные глаза. Сказать женщине, что у нее глаза, как у коровы — сделать ей очень большой комплимент. Правда, горожанки вряд ли оценят. Для Зевса природная составляющая в его образе играет далеко не главную роль, а для Геры она отходит на самый-самый далекий план. Гера будет самой склочной женщиной в пантеоне — поэтому покровительницей семьи и брака. Хорошую вещь браком не назовут. Я, естественно, шучу, но все эти шутки свидетельствуют о максимальной персонификации и очеловеченности, которые в образах Зевса и Геры достигают пика. И вот, что здесь следует отметить особенно. В олимпийской семье три пары братьев и сестер. Внутри каждой пары, за исключением, конечно, Зевса и Геры, идет четкое соответствие по принципу «жизнь и смерть». Аид и Посейдон воплощают силы смерти. Море — это, безусловно, стихия смерти для греков. Греки вообще говорили, что люди делятся на живых, мертвых и тех, кто в море. В первых двух парах «жизнь и смерть». В случае с Аидом и Гестией слабая антропоморфность, персонифицированность, невыделение личности бога или богини из природы и так далее и тому подобное. Во втором случае мы имеем жесткое отделение персонификации природных явлений от самих явлений. И соответственно можно говорить о Посейдоне и о Деметре как о духах моря и земли. В последнем случае мы имеем дело уже с антропоморфными, персонифицированными, отделенными от стихий, ярко личностными богами. Анекдоты уже можно рассказывать вполне. Я веду к тому, что структура олимпийской семьи идеально дает нам аналог типов мифологического мышления (инкорпорированного, демонологического и номинативного). Объяснить это можно с трудом. Видимо, в греческой мифологии сильно проявлены интуитивные принципы описания бытия. С этим мы сталкивались и при разборе «Теогонии»: высчитывали расстояние до Тартара. Сталкиваемся с этим и сейчас.

Далее — Минотавр

Search

Categories