Страницы

Ссылки

Лирика. Теория. Часть 7

Лирика. Теория. Часть 7

Представителями, более-менее доступными даже для современного читателя, из элитарной поэзии являются Каллимах и Феокрит. Каллимах писал гимны в основном. Написал небольшую поэму «Причины» и мы его упоминали в контексте эпоса когда говорили об Аполлонии Родосском, который был его знакомым и вечным соперником, они были оба связаны с Александрийской библиотекой. Один из них был начальником, а другой был подчиненным, и они спорили о том, какова должна быть поэзия. Аполлоний считал, что идеальный вид поэзии – это эпос, и писал эпос. Каллимах же считал, что большая поэма – это большое зло, и писал всегда только маленькие поэмы, «Причины» – это небольшая поэма-эпилий. Поскольку такие вещи как лирика, эпос и драма к данному моменту являют собой уже нечто достаточно определенное, то начинают зарождаться некоторые поджанры. Вот, например, тот же эпилий – это нечто среднее между эпосом и лирикой, он даже так называется epilion переводится с греческого как маленький эпос, такой эпчик. Феокрит писал идиллии – жанр, безумно популярный впоследствии в Европе, отсюда пасторали – популярный жанр и в римской литературе.

И вот мы переходим к Риму. Мы знаем, что в Риме не было такого постепенного накопления и канонизации культурных ценностей в школьной традиции, как это было в Греции. Римляне начали принимать греческую культуру и фактически начали новый отсчет своей цивилизации, и у них наблюдается огромный разрыв между доблестными, но при этом невежественными, эстетически неразвитыми предками и просвещенными римлянами более поздней эпохи, скажем, Первой–Второй Пунических войн, которые, может быть, не были столь прекрасны по своим нравам, по нравам древних, но зато были просвещены греческой культурой. Как говорит Гораций во второй книге посланий, первое послание 156 строка, что побежденная Греция пленила диких победителей. Это немаловажно, что они в этом плане были действительно дикими. Вследствие этого в Риме несколько другая ситуация со школами, и это касается и лирики, и эпоса, и драмы. Во-первых, в школы легко принимаются новые произведения по причине отсутствия своих старых, но и, естественно, по некоторым другим причинам. Во-вторых, довольно долго существует разделение между обученными и необученными слоями, оно нивелируется только к I веку н.э. И также для Рима крайне важно понятие досуга, по-латински досуг будет otium, есть negotium – это делать действия какие-то, работать, скажем так, а есть otium – досуг. И наличие этого досуга, отношение к нему и его использование оказало огромное влияние на развитие поэзии.

Вообще развитие латинской поэзии можно разделить на несколько этапов, как это делают большинство исследователей, тот же Гаспаров. Это устное творчество – примерно до 250 г. до н.э., потом ранний период – 250–150 гг. до н.э., когда они в основном занимаются подражанием грекам. Когда поэзия в основном ориентирована на низшие слои, она эллинизирована, эллинизирована на низшие слои, потому что элита еще не эллинизирована, она держится доблестных древних римских обычаев, в основном все распространятся в школе и на сцене. Греки здесь являются наемниками, и сам поэт – просто театральный поденщик, он нанимается для того, чтобы развлекать массы, массовую публику. Он обычно вступает с римлянами в отношения «патрон – клиент». Поэт – это обычно клиент. Знать не интересуется в этот момент еще литературой поэтической, она интересуется историей, анналами – подобной литературой, важной, государственной, а не литературой драматической, литературой лирической.

Далее — Лирика. Теория. Часть 8

Search

Categories