Страницы

Ссылки

Лирика. Теория. Часть 2

Лирика. Теория. Часть 2

Следующий пункт теории подражания Аристотеля, следующий из трех китов, это предмет подражания – чему подражает? Мы помним, что и эпос, и драма подражали некоторому действию, разному, конечно, в разном виде, но все-таки это было в основном подражание действию. Лирика, как представляется, не является подражанием действию, но обычно она подражает какому-либо характеру, человеку, который может быть также трех ступеней: он может быть лучшим, чем среднестатистический, просто средним или низшим – и в зависимости от этого может быть разное содержание произведения. В зависимости от того, чему будет подражать автор лирического произведения. В этом плане мы также можем заметить, что автор лирического текста несколько более свободен в выборе предмета подражания, нежели драматурги и авторы эпосов, он может подражать и какому-либо действию, это потом будет реализовано в жанре среднем между эпосом и лирикой – в эпилии, мы видим это у Катулла.

Теперь что касается способа подражания, как подражает поэт? И мы помним, что там было три варианта, и лирический или мелический поэт подражает следующим способом – он как бы облачается в некоего персонажа, то, что сейчас называется лирического героя, и смотрит на мир его глазами. Понятно, что здесь, таким образом, могут быть два варианта – либо этот лирический герой тождественен поэту, либо он ему не тождественен. В зависимости от этого лирика приобретает некоторые индивидуальные черты, черты искренности, непосредственного общения с аудиторией, или лирика становится более описательной.

Далее, о чем говорит Аристотель? Мы установили три типа подражания, как с ними соотносится лирическое искусство? Мы помним, что Аристотель выделял два типа поэзии – поэзия серьезная и насмешливая, и лирика будет иметь то же деление. Некоторые поджанры лирики изначально ориентированы на насмешливость, на несерьезность, а некоторые – более серьезные и даже до некоторой степени трагичны.

Из частей, которые Аристотель выделял для трагедии, мы помним, что их было шесть, это фабула, характер, мысли, которые выражает персонаж вслух, слова, как он это выражает, музыка и сценография. К лирике очевидным образом применимы четыре, а два для лирики нерелевантны, для лирики нерелевантна фабула и нерелевантна сценография и декорации.

Что касается музыки, то мы сразу можем сказать, что музыка лирическая и мелическая для нас полностью утеряна. Есть трактаты по античной музыке, вы можете их почитать, они даже есть на русском языке – переведены или нашими исследователями написаны, но, как и Аристотель говорит, это не предмет нашего обсуждения, поскольку мы обсуждаем поэтику, а не музыку.

Точно также мысли, которые выражает персонаж, лирический герой в данном случае, являются тем предметом, который относится к области риторики, и поэтому мы также на этом особенно останавливаться не будем, на том, как поэт что-нибудь доказывает или что возбуждает вот эти душевные движения – это относится к области риторики, согласно теории Аристотеля. Все, что касается фабулы, мы должны пропустить, поскольку действие не является важным для лирики. Из всего того, что относится к фабуле, возможно наиболее важным для лирики будет требование законченности и единства текста. Текст должен быть закончен и един, у него должно быть начало, середина и конец, и, наверное, это самое важное из всего, что является требованием для фабулы, которая в некотором роде даже отсутствует в лирическом тексте.

Далее — Лирика. Теория. Часть 3

Search

Categories