Страницы

Ссылки

Мимографы

Кто такой Овидий? Во-первых, кто по национальности? Он не грек — он римлянин. И свою поэму «Метаморфозы» пишет по латыни. Можно ли изучать греческую мифологию по латинскому тексту? Для кого он пишет поэму? Он ее пишет для скучающей римской знати. Фактически, «Метаморфозы» — это большой, не особо удачный роман, читается жутко занудно, скажем так — эпопея-фэнтези. Написано было примерно с той же целью, с какой и сейчас пишут романы в стиле фэнтези — с целью развлечения взрослой аудитории. Можно ли этот источник воспринимать как сведения по греческой мифологии? Другой вопрос в том, что то, о чём писал Овидий, оказало большое влияние на культуру. И я не говорю, что это не надо знать. Знать это надо. Но надо очень четко понимать, что это такое. Соответственно тогда появляется вопрос. А на каких источниках мы будем изучать греческую мифологию? Нам нужны не литературные произведения, не авторская произвольная обработка мифов, а живые верования греков. И этих источников на самом деле предостаточно. Это античные мифографы. Вообще говоря, наш коллега-фольклорист, только не современный, а античный, который, как и положено любому приличному фольклористу, записывает верования без какой-либо обработки, без какой-либо трактовки. Если он видит там противоречия, то фиксирует их, но ни в коем случае не устраняет. В итоге мы получаем мифографы. У нас их переводил Алексей Федорович Лосев. В девяностые и позже они были изданы и не раз. Найти можно. Но в качестве первоначального экскурса у нас есть книга, указанная в программе — это книга Алексея Федоровича Лосева «Античная мифология в историческом развитии». И там мы читаем, в разделе, посвященном Аполлону, цитату из одного мифографа о вере в четырех Аполлонов. Первый был рожден Афиной, изнасилованной Гефестом, второй для разнообразия был сыном Зевса и Латоны. После таких первого и второго я уже не помню, кто там был третий и четвертый — они были менее эффектны. А Аполлон — сын изнасилованной девы — достаточно яркий пример, насколько живая греческая мифология отличалась от ее литературного и прочего художественного воплощения. Я не могу не заметить, что мифы о том, что у Афины были сыновья от разных отцов, в сознании греков прекрасно уживались с ее девственностью, и кроме того, эти мифы достаточно широко известны и распространены. Кун свою книгу писал для гимназистов и особенно для гимназисток, которым такое неприличие рассказывать не стоило. Поэтому подобные эпизоды в его книгу не вошли. И в массовое сознание образованных людей также. Вопрос проблемы источников, критики источников мы более или менее осветили. На кого же тогда мы будем опираться? У нас есть один достойный автор. Кроме того, что он был поэтом, он был хорошим фольклористом, и соответственно в своей книге излагал мифы с достаточно высокой точностью и относительно малым привнесением авторского начала. Я имею в виду Гесиода и его книгу «Теогония» (о происхождении богов). С Гесиода мы и начнем.

Далее — Хаос

Search

Categories