Страницы

Ссылки

Тождество противоположностей

Тождество противоположностей

Уже была упомянута одна черта мифологического мышления, которая чрезвычайно важна. Это тождество противоположностей (сразу вспомнился В.И.Ленин: «Диалектика есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности…» — прим. admin’а). Собственно мой пример с котом на свадьбе — это очень чистый, очень красивый пример на это самое тождество. Почему оно оказывается возможным? Потому что когда какой-то объект ярко мифологически эмоционально окрашен, то соответственно, он вызывает весьма сильное эмоциональное переживание, которое может быть как с плюсом, так и с минусом. От любви до ненависти один шаг. От ненависти до любви, в общем, тоже немногим больше. То есть, чем мифологичнее какой-то объект, тем противоположнее может быть его восприятие. Эта особенность мифологического мышления была подмечена очень давно, но именно через эмоциональное восприятие она, насколько я помню, никогда не объяснялась. Вот это надо очень хорошо понимать. Возьмем пример более антуражный, возьмем греческую мифологию. Вот рождается у Леды от Зевса, пришедшего к ней в образе лебедя, прекрасная дочь Елена, прекраснейшая из смертных женщин, всё замечательно. Живет она у земного мужа Леды и приходит время её выдавать замуж. И оказывается парадоксальная ситуация, что за красивейшую из женщин никто не хочет свататься. Почему? Формально это объясняется тем, что каждый боится, что если он женится на Елене — Елену тотчас украдут. На самом деле это, конечно, позднейшая рационализация. Речь идет о том, что сверхкрасота, точно так же как и сверхуродство, решительно отталкивает. То есть это то, что не входит в привычный людям уровень бытия, привычный людям образ жизни и это одинаково отталкивается, одинаково отрицается. И, кстати, очень часто в разнообразных сказаниях мы встречаемся с тем, что персонаж, особенно негативный, может одновременно восприниматься и как сверхпрекрасный, и как сверхуродливый, или может менять облик с одного на другой. Это обычная ситуация. Если кто хорошо помнит курс алгебры класса эдак для 5-го, там есть понятие «по модулю». Есть по модулю некие пределы красоты и уродства и каких-либо других качеств. Пределы в данном случае для человека. Если за эти пределы существо выходит как в лучшую, так и в худшую сторону, все прекрасно — это нелюдь. Кстати, в связи с этим не могу не заметить, что наш с вами язык прекрасно сохраняет представление о том, что далеко не всякое существо на человека похожее является человеком. Мамы у нас ругают своих детей «Когда ж ты у меня человеком станешь?!». То есть хотя, естественно, такая мама абсолютно не верит в то, что существо рождается еще не вполне человеком, но её язык это сохраняет. Или же выражение, что каким-то путешественникам, которые шли через опасные земли, было предсказано, что они вернутся живыми. С точки зрения логики это очень смешно, как-будто можно вернуться мертвыми. С точки зрения мифологии — все нормально. Действительно, у нас на протяжении тысячелетий было представление о том, что, как уже было сказано, тебя в чужих краях заколдуют, съедят, а в твоём облике явится какой-нибудь демон или же ты придешь в состояние ходячего трупа. Такому вампиру надо что-то есть, и будешь пожирать своих бывших сородичей, и все будет очень весело. И, соответственно, предсказание, что человек может вернуться не живым, когда-то было вполне актуально. Сейчас оно просто сохраняется в языке. Вот, собственно, таково мифологическое мышление в самых общих чертах.

Далее — Восприятие внутри и вовне мифа

Search

Categories