Страницы

Ссылки

Драма. Теория. Часть 7

Драма. Теория. Часть 7

Комедия опять-таки связана с культом Диониса, но если трагедия – это его страдания, то комедия – это возвращение Диониса к жизни. И обычно комедийные ситуации связаны с селом и деревенской публикой. Из дополнительных мнений также можно называть идею, что для трагедии образцом послужила низкая хоровая лирика, поскольку язык трагедийного хора всегда был дорическим – это один из греческих диалектов, и таковым он оставался вплоть до самого конца античности. Каково бы ни было в итоге изначальное происхождение трагедии, мы имеем следующую картину: эпос подражает и вообще соразмерен всей вселенной с людьми, богами и героями и так далее; а драма подражает действиям небольшой группы лиц или же одному человеку, у которого в жизни происходят некие тяжелые конфликты и он свои действия выражает с помощью соответственного движения, пения, речи, которая, как всегда, в диалогической форме, что, кстати говоря, было уже у Гомера. Трагедия начинается с того, что из группы почитателей Диониса выделяется запевала хора – корифей, и вообще в основе трагедии лежит хор как таковой. Дополнительным доказательством того, что трагедия связана с Дионисом, служит не только факт вот этой большой процессии, празднеств, и даже козлиных шкур, наличие сатиров, облаченные в козлиные шкуры, но и тот факт, что в театрах на самой сцене очень долго стоял жертвенник Диониса и он был там вплоть до самого конца античности. Посмотрите изображение театров, мы с вами это сделаем на дополнительной лекции 6, и мы видим жертвенники или алтари в театральном здании.

Мы разобрали, что означает слово трагедия – оно означает «песнь козла», что же означает слово комедия – по-гречески κωμῳδία, комодиа, оно тоже состоит из двух частей, вторая часть такая же, как в трагедии – ᾠδή, ōdè или песнь, первая часть – это слово κῶμος, kỗmos комэ, комэ – это деревня. И как мы уже говорили, комедия всегда связана с сельскими веселыми процессиями, и поскольку это некоторая разнузданность, то комедия может позволить себе различные критические замечания окружающего мира. Это будет хорошо и ярко проявлено в эпоху древней аттической комедии у Аристофана.

Что же мы наблюдаем в Риме? В Риме постепенно заимствуется вся система греческой литературы. Драма в Риме заимствуется намного быстрее, нежели прочие жанры. Причем из ранней драмы до наших дней сохранились только комедии Плавта и Теренция, тексты же прочих авторов ранних вариаций на тему греческой драмы нам неизвестны, они дошли в мелких фрагментах. Римская драма по существу своему происходит из греческой, хотя есть мнение, что этрусские танцы повлияли либо на успешность перенимания греческих драматических достижений, либо непосредственно на представление, но опять-таки об этом трудно судить в отсутствие каких-либо текстуальных источников, которые бы это прямо доказывали. Таково в целом происхождение и идеи, связанные с происхождением драмы.

Кто наблюдал драму? Каков был тот зритель, который приходил в театр, и зачем он туда приходил? В Греции, как мы уже говорили, это были праздники, посвященные Дионису, соответственно, драматические представления в Греции устраивались в соответствии с календарем. В Риме были так называемые сценические игры, которые изначально происходили от случая к случаю. Более того, в Риме эти игры были не государственным, а частными, хотя иногда могли быть устроены государством, а могло это быть и сочетание этих двух элементов. Причем драмы могли ставиться в честь погребения какого-либо деятеля, например Теренций писал драму на погребение Эмилия Павла. С этим связан такой элемент, как плодовитость римских драматургов. Ведь частный характер постановок обеспечивает их достаточно большое постоянство и большое количество. Вот вернулся кто-то с триумфом – учинил он, допустим, драматические игры. Или кто-то из состоятельных римских граждан тоже решил устроить какое-либо празднество и включил в него драматические некие элементы или собственно постановки драматические. Поэтому римские драматурги также очень плодовиты. Они имели большую возможность поставить свои произведения. Греческий зритель, таким образом, наблюдает по большей части действо, организованное государством, более того, это государственный праздник. Немаловажным элементом является тот факт, что действо, которое он наблюдает, для него религиозно. Это изначально связано с почитаем некоего бога, предположим Диониса. Это не теряет своей роли ни в Греции, ни в Риме. Например, в Риме театральные зрительские трибуны организуются в зависимости от расположения храмов, чтобы, допустим, Юпитер из своего дома в храме Юпитера Капитолийского мог бы наблюдать некие сценические действия. Бог – это один из зрителей, поэтому драма – это в любом случае некое религиозное, сакральное действие. Это не совсем то, что действо в церкви, но достаточно близко, и зритель ждет от действия торжественности, но он ждет также и развлечения, поэтому драма, которая представляется на сцене, она должна соответствовать большим задачам, вот этим ожиданиям зрительским, потому что, во-первых, её смотрят сами боги, которым она посвящена. В театр могли попасть не только местные жители города, полиса, допустим, афиняне или какие-либо другие, но и иностранцы, главы подчиненных полисов и так далее.

Что видел зритель? Зритель видел не только некоторый набор трагедий и сатировских драм и комедий, но он также наблюдал процессию, жертвоприношение и состязание в пении и танце. В европейской культуре это сохранится. Мы знаем о существовании интермедий и прочих элементов.

Далее — Драма. Теория. Часть 8

Search

Categories