Страницы

Ссылки

Гелиопольская Девятка

Гелиопольская Девятка

Египет додинастический представлял собой сорок (чуть больше) областей, которые называются «номы». И соответственно, когда он был объединен, возникла первая династия, появилась задача объединения «номовых» мифологий. Хотя как такового окончательного объединения никогда не происходило. В каждом номе была своя основная триада богов, представляющая семью: бог, богиня и их сын. И эти номовые мифологии сосуществовали с центральными. Естественно, все сорок номовых мифологий мы с вами разбирать не станем — мы не египтологи. Я обращу ваше внимание на некоторые из них. Самая известная — мифология города Гелиополя. Гелиопольская Девятка — мифология, сказания о происхождении богов, божественная генеалогия связаны с именами Осириса, Исиды, Сета и Гора. Согласно этим представлениям изначальное божество — Атум. Это земляной холм, поднимающийся в первозданных водах. Он порождает первую пару богов — это Шу, его сын, и Тефнут. Шу — бог воздуха. Образ Тефнут менее конкретный. Относительно Шу нужно сделать уточнения. То, что это бог воздуха, написано во всех справочниках. На самом деле это не совсем так. Дело в том, что Шу, как мы это увидим в дальнейшем, — бог, поднимающий небо над землей. Это один из чисто средиземноморских персонажей — антропоморфное воплощение мировой оси. Да, он связан с воздухом, но в нашем понимании бог воздуха — это что-то связанное со стремительностью, подвижностью и так далее. Здесь всё наоборот. Это скорее антропоморфная мировая ось. И если Шу воплощает собой такой космический принцип незыблемости (мироздания ещё нет, ось уже есть), то Тефнут представляет собой весьма своеобразную пару к Шу. Недаром в традиционной школьной интерпретации от нас хотят получить ответ на вопрос: «Бог чего?» При такой формулировке мы не можем найти ответа относительно Тефнут. Это воплощение жизненных сил. Причем, сил фактически Вселенной. С Тефнут будут связаны два мифа, мы будем их разбирать: это миф об удалении Тефнут-Хатхор из Нубии и миф об истреблении людей. В обоих случаях речь идет о том, что если Тефнут удаляется, Шу — это незыблемая вертикаль, соответственно Тефнут — его пара и его антипод. Это не просто горизонталь, она не просто будет всегда убегать. Это именно идея периферии. Это изменчивость. Это, позвольте мне сказать, зоны риска. В то время как Шу — незыблемость. И когда Тефнут будет, как девочка, убегающая из родительского дома, удирать, то угадайте с трех раз, кто ее будет возвращать? Разумеется, Шу. Вот что представляет эта пара. Небо и Земля. Геб — бог Земли в образе человека со змеиной головой. И Нут — богиня Неба. О её «коровьих» качествах мы уже говорили. Шу и Тефнут вступают между собой в брак, порождают Геба и Нут. Геб и Нут тоже вступают между собой в брак. В Древнем Египте это было обычной практикой. В мифах все женились на родных сестрах. В реальности в основном на двоюродных, троюродных. Это приводило к тому, что династии сменяли одна другую с бешеной скоростью, то есть вырождались. Это факты известные. Геб и Нут порождают четверку богов: Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. В свою очередь Исида и Осирис вступают между собой в брак и порождают Гора. И всё это вместе называется Гелиопольская Девятка богов. Путем несложных подсчетов можно понять, что здесь арифметическая ошибка. Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида, Гор — список из десяти богов. Тем не менее, эта «компания» устойчиво называется Гелиопольской Девяткой. В чем дело? Во-первых, замечу, что понятие «Девятка богов» устойчиво выступает в Египте как символ множества, как символ совокупности богов. И более того, не просто совокупности, а целокупности (завершенности). И в текстах может встречаться «девятка» богов без конкретизации, кто в нее входил, или же с очевидными погрешностями в арифметике. Есть замечательная статья Антеса «Мифология в Древнем Египте», где автор доказывает, что во времена первых династий эта генеалогия действительно представлялась «девяткой» по одной очень уважительной причине. Фараон мыслился живым богом, а именно — Гором. И эта божественная генеалогия была необходима для оправдания того очевидного факта, что бог рождается и умирает, но всегда остается богом на престоле. И составить девятку богов из десяти имен оказывается очень просто. Дело в том, что Гор и Осирис — одно и то же божество. Только Гор — божество в мире живых. А Осирис — божество в мире мертвых.

Далее — Осирис, Сет и Гор

Search

Categories