Страницы

Ссылки

Эпос. Теория. Часть 8

Эпос. Теория. Часть 8

Но продолжим, у нас есть четыре характеристики, всего девять, значит пятая. Авторы эпосов склонны к широкому использованию эпитетов, т.е. именно посредством упоминания различных характеристик места, героя, события достигается чувство, что это эпический текст, эпическое повествование. Всякие кудрявые описания – это чисто эпическое свойство.

Следующая характеристика – авторы часто включают в свой текст длинные списки. Здесь надо в первую очередь вспомнить знаменитый список кораблей в «Илиаде». Поскольку эпос – это вообще длинный текст, весомый, значимый, то можно заметить, что во всех характеристиках присутствует некоторое удлинение. Авторам эпоса не свойственно быть краткими, эпос и не должен быть кратким, потому что то, о чем он говорит, значимо.

Герои, и это следующая, седьмая характеристика, часто произносят длинные и довольно формальные речи. Сразу можно отметить по ходу дела, что речь диалогов очень оживляет эпос, это драматический элемент, и он вносит разнообразие в несколько монотонное повествование эпоса. Однако речи героев не столь обычны, не столь эмоциональны, как могло бы это ожидаться от пламенных речей героев. Здесь следует подумать, в каких эпических текстах есть отступление от этого правила, есть довольно пламенные речи персонажей.

Следующий пункт, восьмой, это роль богов. Боги обычно заняты тем, что вмешиваются в дела людей. Они все время кому-то мешают, кому-то помогают, они устраивают между собой свары и соревнуются между собой, и для эпоса присутствие богов, непосредственное присутствие богов, – очень характерная черта.

И наконец, последний элемент, девятый, – это герой, который стоит в центре эпоса. Там всегда в центре есть какой-то один герой. Этот герой обычно воплощает в себе различные ценности данной нации. Он совершает соответствующие этим ценностям, этим установкам подвиги. Это не просто абстрактный человек, такой накачанный дядька, который из желания снискать себе славу просто кого-то завоевывает или грабит. Это не просто персонаж. Этот персонаж воплощает в себе некоторый набор ценностей, и из того, каков он, можно судить о том, каковы установки создавшей его нации или представители этой нации, создавшие данного героя. Правда, надо отметить, что чаще этот герой не создан самим автором, но принимает участие в некоем циклическом путешествии, во время которого встречает различных противников, он их побеждает, возвращается домой – и все это формирует некий цикл. Цикл сказаний, которые существуют в данной нации. Он не вымышлен автором, ни Аполлоний не придумывал Ясона, ни Гомер не придумывал своих персонажей, ни даже Вергилий центрального персонажа не выдумывал. Побочных, да, можно придумать кого-то, вставить какого-то персонажа, с которым встречается. И то, даже эти персонажи очень часто не случайны, они не взялись из ниоткуда.

Таковы в целом характеристики эпоса, исходя из современных концепций.

Итак, мы рассмотрели с вами основные аспекты теории, касающейся такого жанра как эпос или дактилическая литература, как мы сейчас это уже знаем. Все те авторы, о которых мы будем говорить в следующей лекции, населяют канон, либо созданный по теории Феофраста, когда все те, кто пишет гекзаметром, помещаются в один список, либо по теории Аристотеля, когда они помещаются в данный список, согласно всем трем аспектам подражания.

И мы с вами в следующей лекции последовательно разберем, начиная с хрестоматийного Гомера, какие авторы входят в греческий канон, какие авторы туда впоследствии добавились в эллинистическое время и в римское время, какому подвиду греческого эпоса подражает римский эпос, и кратко скажем, что собой представляет поздний античный эпос, когда Греция и Рим представлялись как некоторое целое.

Далее — Эпос. История. Часть 1

Search

Categories