Страницы

Ссылки

Святейший Синод

Петру удалось обрести среди духовенства при всем при этом подлинного сторонника преобразований, надежного соратника в их осуществлении – Феофана Прокоповича. Таланты Прокоповича Петр использовал, чтобы, во-первых, оправдать свое решение о лишении сына Алексея права наследовать престол, и, во-вторых, в обосновании преимуществ коллегиальной системы над единоличным управлением. Однако главный вклад Прокоповича в преобразовательные начинания Петра состоял в обосновании беспочвенности теократических притязаний духовенства и несостоятельности никонианской идеи “преимущества духовной власти над светской”. Феофан Прокопович утверждал, что “священство всего-навсего иной чин есть в народе, а не иное государство”, что духовной и светской власти государь и патриарх представлен одним лицом – императором. С такой идеей примата светской власти над духовной и надобности патриаршества тесно перекликается система доказательств в преимуществе коллегиального управления над единоличным. Все эти вопросы, тщательно разработанные Феофаном Прокоповичем в одном из его главных сочинений – Регламенте Духовной Коллегии. Этот документ обозначил сущность церковной реформы. Главой церкви объявляется монарх, а управление церковными делами поручалось таким же чиновникам, находившимся на государственной службе и получавшим жалование, как и чиновники, заседавшие в Сенате и Коллегиях. Различие состояло лишь в том, что в Духовной коллегии, вскоре переименованной в Святейший Синод, заседали чиновники, облаченные в рясы. Контроль государственной власти за деятельностью Синода осуществлял отныне Обер-прокурор – светское лицо, объявленное инструкцией таким же оком государевым, как генерал-прокурор Сената. Полная зависимость Синода от государства отныне выражалась не только в получаемом жаловании, но и в принимаемой его членами присяге. Члены Синода присягали на верность царствующей фамилии, обязывались вести государственный интерес, а самого монарха почитать высшим судьей в духовных делах. На священнослужителей возлагались и полицейские функции. Отныне разрешалось пренебрегать тайной исповеди и доносить властям в тех случаях, когда исповедовавшийся замышлял что-либо против существовавших порядков. Естественно, что такая церковная реформа устраивала далеко не все духовенство. Церковь, как носительница консервативного начала, подверглась внедрению крутых новшеств. Но Петр вместе с Прокоповичем осуществил реформу так, что ни у одного из иерархов не возникло возражений. Все 87 духовных лиц прикусили язык и безропотно подписали духовный регламент. Частичной секуляризации владений духовных феодалов и превращением церкви в послушное орудие государственной власти не исчерпывается содержание церковной реформы. Третьим его элементом следует считать некоторую секуляризацию мысли, то есть проникновение светской идеологии в общественную жизнь. Свидетельством частичного освобождения общественной мысли от церковной идеологии является отказ правительства от средневековых преследований еретиков. На смену слепой непримиримости к иноверцам пришло некоторое ослабление религиозных гонений и известная веротерпимость. Костер и ссылка, тюремное заключение, содержание в яме перестали быть единственными средствами защиты православия. Руководствуясь практическими интересами, правительство отказалось от жестокого преследования старообрядцев. Указ 1716 года разрешал записываться в раскол без всякого сомнения, но за эту милость с лиц, придерживающихся старых обрядов, налоги взыскивались в двойном размере. Кроме того, старообрядцев принудили носить иной, чем у остального населения головной убор. Его украшали рога. Сторонников старой веры лишали так же некоторых гражданских прав, предоставляемых посадскому населению, а именно: участие в выборах и право занимать выборную должность. Еще одна особенность церковной политики Петра 1 состояла в провозглашении манифеста 1702 года веротерпимости, предоставлении иностранцам права беспрепятственно исповедовать свою религию и сооружать для этого храмы. Эта мера была обусловлена привлечением иностранных специалистов на русскую службу. Таким образом, Петр оказался верен своим идеям и здесь. Как уже говорилось, закономерным итогом церковной реформы стало полное подчинение церкви монарху в частности и государственным интересам в целом. Это был еще один шаг Петра к укреплению абсолютизма в России в первой четверти 18 века.

Далее — начало Северной войны

Search

Categories