Страницы

Ссылки

Проза. История. Часть 4

Философия.

Стоит начать с греков. Считается, что греки изобрели философию в том виде, как мы ее воспринимаем. Тексты ранних философов сохранились отрывочно, они любили писать стихами больше, чем прозой. Прозой писал Гераклит, проза его темна и непонятна. Что касается ранних философов (например, Сократа), то изучения их ближе к темам философским, а не литературным.

Платон родился в 428-427 гг. до н.э. в Афинах в знатном аристократическом роду, умер в 347 году. Считался потомком последнего афинского царя, по матери был потомком Солона. Писал стихи, драмы, был художником, скульптором, атлетом – в этом плане отличался от греческих авторов — не философов, поскольку им было свойственно оставаться в рамках одного жанра. Платон – не его имя, а прозвище, звали его Аристокл. Он получил прозвище от учителя, что по-гречески означает широкогрудый. В его роду все занимались политикой.

В 407 году происходит встреча, которая переворачивает его жизнь – он встречается с Сократом. Он решил представить себе весь разрозненный мир. Сократ тоже хотел понять окружающий мир и увлекал этим молодежь. Он был не единственным философом, т.к. ему противостояли софисты, чье мнение о мире постоянно менялось. Сократ с ними постоянно спорил, вступал в диалог. Сократ задавал вопросы и давал на них ответы. Софисты тоже любили споры, поэтому все диалоги очень драматичны, т.е. это драма по форме, т.к. это диалоги, и это драма мысли. Платон был привязан к Сократу, и его смерть очень повлияла на Платона. Сократ стал постоянным персонажем всех произведений, кроме последнего текста законов.

Вскоре Платон отправился в путешествие на Сицилию, на которую еще вернется в 360 году. Платоном владели идеи идеального общества с идеальным правительством. Отсюда идеи Атлантиды – государства, которое идеально сохраняет свои божественные законы. Тираны сначала принимали Платона с восторгом, но потом отказывались, поскольку существование идеального государства Атлантиды заканчивается ее гибелью в результате ее развращения. После первого путешествия Платон основывает Академию. Девиз ее: «Тот, кто не знает геометрии, пусть не входит». Математика в то время была учением о телах – геометрия. Тогда же возникает само слово «школа» от греческого слова «схоле» – досуг, учение. Платон был первым начальником, и Академия просуществовала до 529 года, когда Юстиниан разогнал последнее убежище язычников. После этого философы разбрелись по всему миру.

Платоновское учение. Изначально он был учеником Сократа, но в более зрелом возрасте он создал свое учение об идеях. Его идея имеет некоторый телесный облик, мир вещей лишь отблеск мира идей. Мир – мир несовершенной материи, она постоянно меняется, это просто материал. Материя умирает, а идеи вечны. Настоящее искусство появляется, когда художника охватывают безумства, мания, и тогда он видит идеи и может создать настоящее произведение. Для обычного художника образцом является материальное и ущербные вещи.

Подражание у Платона может быть двух родов: подражание идее и подражание материальным вещам. Также крайне важной идеей для Платона является концепция начала, оно беспредельно и воспринимается, как некое слияние, к нему и ведет по ступенькам философия.

Большинство текстов Платона – диалоги. Исключения – «Государство» и «Апология Сократа» – одно из самых знаменитых произведений – это речь Сократа на суде, где его обвиняют в нечисти. Хотя это и монолог, многие элементы в нем диалогические. Сократ иронично беседует со слушателями на суде. Ирония ему свойственна в этой речи: он не напуган, не боится смерти, но держится нахально, толпе это не нравится, и в итоге она его осуждает.

Еще одно крупное философское произведение Платона – «Пир», симпосий. Платон был основателем этого жанра, позднее писали свои тексты в форме «Пира» Атеней, Лукиан, Макробий. Писали так и римляне: «Сатирикон» Петрония в форме пиршества. На пиру у Платона участвуют семь персоналий, и все они произносят речи. Более того, сам текст дважды будет пересказан – это рассказ в рассказе. Некий поклонник Сократа расскажет Аполлодору, который также являлся поклонником Сократа, о том, какой пир был у Агафона. Аполлодор расскажет это Главкону, как совершенно проходному персонажу. Текст построен так, что ощущения двойного пересказа не остается, но кажется, что происходит событие. Основная тема пира – это тема любви, и каждая речь посвящена этой теме. Первую речь произносит Федр, который прославляет любовь – Эрот – как древнего бога. После этого произносит речь Павсаний, который не согласился, что существует только один Эрот, но считает, что есть два Эрота или две Афродиты – небесная и земная (всенародная). Данная речь – это уточнение некоторых идей. Следующим оратором выступает Эриксимах – врач. Он подчеркивает, что Эрот распространяется на весь живой мир, он всеобъемлющ. Далее выступает Аристофан. Его речь – интермедия, которая разряжает обстановку. Он рассказывает о древних чудесах, о том, что в то время из хаоса зародились четкие формы, однако есть и остатки хаоса, которые воплотись в андрогинов – одновременно мужчин и женщин. Богам это не очень понравилось, и они их разделили пополам. Теперь каждая часть ищет свою половину по миру – это идея платонической любви. Следует отметить сочетание серьезности и смеха, которое будет далее часто появляться, например, у Лукиана в его диалогах. После Аристофана выступает Агафон, у которого происходит пир трагических поэтов. Он говорит о красоте любви и уточняет, что любовь дает людям благо. Речь Сократа еще одна вставка. Поскольку это диалог в диалоге, то Сократ пересказывает свою встречу со знаменитой жрицей Диотимой. Говорят они также и об Эроте. Выясняется, что Эрот – это не божество. Сократ говорит, что божество – это нечто вечное, которое ни к чему не стремится. А Эрот всегда стремится к обладанию высшим и истинным благом. Эрот в этом смысле может быть назван даймоном. Однако найти истинное высшее благо сложно. Как говорит Сократ, Эрот – это порождение богатства и бедности, и поэтому он стремится обладать всем и вечно все теряет, бродит, ничего не имея при себе, или тратя то, что имеет. Фактически изображенный Платоном Сократ и есть изображение олицетворенного Эрота. Подтверждение этому находим в последней речи «Пира». Алкивиад произносит хвалебную речь Сократу, он риторически уподобляет Сократа уродливому футляру, который страшный снаружи, но внутри имеет благовония и драгоценности. Это нарушение идеи внешне прекрасных форм и внутреннего содержания. Однако в данном случае это подтверждает идею того, что Сократ – даймон, т.к. он стремится к утерянной полноте знаний, утерянному единству бытия.

Далее — Проза. История. Часть 5

Search

Categories