Страницы

Ссылки

Проза. Теория. Часть 4

Проза. Теория. Часть 4

Философия. Два самых крупных автора – Платон и Аристотель. Далее, в эллинистических школах появляются философские школы. Основные школы: платонизма и аристотелевская перипатетическая (peripateo – гулять вокруг) школа. Аристотель произносил свои речи, гуляя в Ликее в роще. Платоническая школа как организация прожила до эпохи Юстиниана (до 529 г. н.э.).

В эллинистическое время появились следующие школы:

  • Эпикурейцы. Проповедовали невозмутимость и самодостаточность, т.е. человек должен быть внутренне удовлетворен, тогда он будет независим от всего. Жить надо, пользуясь меньшим. Для эпикурейца достаточно воды и хлеба, это дает ему много времени для самосовершенствования. В Риме эпикурейство стали связывать с досугом, и поменялись ориентиры – это уже не философская позиция, но связанная с различными наслаждениями. Сейчас эпикурейцы связываются с материальными наслаждениями.
  • Стоицизм. Считали, что миром управляет произнесенное слово –

логос. Оно же представляет собой судьбу или рок. Стоики увлекались грамматикой и логикой. Идея стоицизма – выработать внутреннее бесстрашие, или иначе – апатию. Так человек сможет приблизиться к природе, которая должна быть простой наставницей жизни, и этой простоты довольно сложно добиться. В силу подобного бесстрашия стоикам обычно не страшны гонения, смерть.

  • Скептики. Являются последователями Пиррона – современника Аристотеля из Западной Азии. Текстов его не сохранилось. Скептики учили воздержанию от любого положительного решения, поскольку такое решение или конкретное суждение может нарушить спокойствие духа, поэтому опасно принимать ту или иную сторону. Они считали, что нужно во всем сомневаться, и это приведет к отсутствию разочарования. Также необходимо постоянно совершенствоваться, ведь человек – это микрокосм. Все их идеи связаны с философским обоснованием существования мира. Цицерон – самый известный скептик.

Поздний период Античности I-II вв. н.э. Период Реставрации. Греция становится провинцией в составе Римской империи. Греческая и римская литература объединяются. Мир становится единым пространством. Многих авторов одолевает предчувствие катастроф. Отсюда их желание вернуться в классику с ее языком и идеалами. В силу этого авторы этого периода, который назывался возрождением античности или второй софистикой, пытаются возродить идеалы. Они вновь принимаются за красноречие, за философию. Однако их взгляды и их тексты весьма эклектичны и далеки от греческой практики и даже от практической практики Рима эпохи республики. Они стараются сохранять и описывать то, что было ранее. Как следствие появляются тексты «Описание Эллады» Павсания, «Пестрые истории» Элиана.

Особого развития достигает биография – Плутарх, Светоний в Риме.

Тексты историков должны быть отделаны в согласии с риторическими идеалами, цели те же, что и у риторики – усладить читателя, рассказать что-то внятно. Античная историография отличается от современной, она более художественно отделана в силу иного исторического процесса и позиции автора к историческому событию.

Есть еще дополнительные поджанры прозы: биографии и романы. Римские романы появляются довольно поздно – «Дафнис и Хлоя» Лонга, Харитон, Апулей – «Золотой осел» («Метаморфозы»), «Сатирикон» Петрония.

Они существуют в виде всех жанров, которые к этому времени развились. В романе используются и риторические приемы, различные поэтические вставки, наработки лирики. Например, описания природы из Феокрита перекочевывают к Лонгу. Принципы построения и подбора материала для сюжета и драматизм – из драмы. Принцип, как сделать так, чтобы произведение охватывало огромное количество разных событий – используется принцип эпоса. То есть роман – это конгломерат всех самых разных наработок античной литературы.

Такова в целом античная проза, она разнообразна, но в большинстве своем подчиняется риторическим законам.

Далее — Проза. История. Часть 1

Search

Categories