Страницы

Ссылки

Мифологическое мышление

Сейчас можно в любом магазине найти огромное количество книг по мифологии. Но что это за книги? Это изложение более или менее грамотное изложение различных сказаний конкретных народов. Все это, конечно интересно, но, прямо скажем, широкому читателю не особо нужно. И мы в первую очередь мы будем заниматься другими вещами. Мы будем заниматься мифологическим мышлением. Что это такое? Чем мифологическое мышление отличается от мифологии славянской, египетской и какой угодно? Ну, примерно тем же, чем скелет человека отличается от человека как индивидуальности. То есть, мифологическое мышление — это то, что было, есть и, вероятно, будет. Это то, на чем построена не только древняя культура, но и культура современная и чуть попозже мы с вами дойдем до того, что на мифологическом мышлении, на универсалиях мифологического мышления, в огромной степени строится, например, современная реклама, в какой-то степени вообще современное искусство, да впрочем, и несовременное тоже. Есть некие универсалии, которые существуют помимо нашего сознания, они существуют на уровне подсознания, они не меняются с течением веков и тысячелетий, они, естественно, не отличаются у разных народов, хотя, конечно, у каждого конкретного народа они наполняются неким конкретным содержанием, конкретной формой. Надо, конечно, уметь различать: где мы имеем дело с универсальным представлением и, соответственно, акцент надо делать на том, что это представление универсальное, а где надо все-таки делать акцент на частностях, потому что частности — это собственно то, что составляет национальность. Все это тоже не менее важно, чем универсалии, просто надо правильно расставлять акценты в каждом конкретном случае.

Итак, что же в таком случае миф? Сразу хочу подчеркнуть, что, хотя мы привыкли под словом «миф» подразумевать некие сказания о том, как какой-то там бог соблазнил какую-то там очередную смертную или не очень смертную женщину, это не так. Значит, мы под словом «миф» подразумеваем не сказание. Мы под словом «миф» подразумеваем представление. И это представление может воплощаться или словесно, то есть в форме мифа-рассказа, или же изобразительно — идем в любой музей истории искусств в древний раздел и смотрим на изображение богов. Кому далеко дойти до музея может пойти в виртуальный музей в интернете. И, наконец, миф может воплощаться через действие, то есть, воплощаться в ритуале. В какой-то степени, когда кто-то видит черную кошку, совершает некие ритуальные действия, чтобы зла она не принесла. Вообще говоря, это ритуальное воплощение мифа, правда, на достаточно примитивном уровне. Мы будем это называть суеверием. Потому что каждый человек непременно скажет, что он вообще, конечно, в это все не верит, но вот когда человек подчеркивает, что он не верит, но совершает действие — это суеверие. Когда верит — это миф.

Итак, миф воплощается в одной из трех форм. Может, кстати, и не в одной, можно сразу в двух или в трех: словесной, изобразительной и ритуальной. Мы, конечно, будем в основном иметь дело с мифами воплощаемыми словесно. Но не всегда. Другие формы тоже будут.

Хорошо. Итак, миф — это некое представление, но какое? Чем мифологическое, мифическое представление отличается от немифического? Тем, что в основе мифологического мировосприятия всегда лежит представление о двух мирах — мире людей и ином мире и эти два мира взаимодействуют. Итак, миф — это представление, основанное на взаимодействии мира людей и иного мира. Мы можем называть его потусторонним. Но слово «потусторонний» мне не нравится потому, что для мифологически мыслящего человека он никакой не потусторонний. Понимаете как?! Человек живет в доме, где живет домовой. Ну, какое же это потустороннее существо, это, можно сказать, член семьи, в какой-то степени, даже старший член семьи. Ничего потустороннего для мифологически мыслящего человека здесь нет. Потустороннее только для исследователя, для атеиста.

Еще один очень важный момент — выражение «мифологическое мышление». Этот термин прижился в науке. Нам, к сожалению, от него уже никуда не деться, мы уже на него обречены. Но, тем не менее, необходимо признать, что мифологического мышления не существует. Как так? Дело в том, что мышление подразумевает логический анализ, в то время как мифология основывается совершенно на другом. Она основывается на эмоциональном восприятии действительности. И если взять уже упомянутый случай с черной кошкой, то логически, разумеется, появление этой самой бедной киски в себе никакого вреда не несет. Почему человек плюёт через левое плечо или разламывает палочку, если встретил черную кошку? Потому, что это бьёт по его эмоциям. Он испытывает чувство страха — в данном случае такую эмоцию. Или, так сказать, некоего дискомфорта. Стало быть, миф — это эмоциональное переживание действительности, которое основано на взаимодействии мира людей и иного мира и может воплощаться словесно, изобразительно или через действие, то есть, ритуально. Вот это мы и будем понимать под словом «миф».

Далее — Своё и чужое

Search

Categories