Страницы

Ссылки

Лирика. Теория. Часть 3

Лирика. Теория. Часть 3

Следующий важный элемент – это характер, и тут это полностью применимо к лирике, что характер должен быть достаточно благородным или адекватным какой-то критике: если это насмешливое произведение, он должен быть подходящим, правдоподобным, последовательным. В целом можно сказать, что все это можно отнести не только к эпосу и драме, но и к лирике. Характер должен быть таким, чтобы в нем выделялось то, почему мы можем называть его характером, т.е. выделялось некоторое направление воли, которое он выражает. И выражает он это, как говорилось, соответственно: у него есть какие-то мысли и слова, т.е. он выражает это невербально и вербально. Слова, безусловно, крайне значимы для лирики, и все то, что говорит Аристотель о словах, о том, что имена бывают общеупотребительные или же необщеупотребительные, то, что он называет глоссами, важность метафор, аналогий, неологизмов и различных словоизменений – все это является, безусловно, релевантным для лирики, едва ли не основной частью лирического творчества, помимо изображения характера лирическим поэтом. Очевидно, к лирике можно отнести требование о ясности слов, требование о низости слов или благородстве – зависит о характера лирики, серьезная она или насмешливая. И то, что Аристотель требует соблюдать некоторую меру, это тоже, безусловно, относится к лирике.

Теперь, что касается объема, то объем лирического произведения в принципе не определен. Требование единства и меры сохраняется, но какого-то объема, который можно установить для драмы и эпоса, для лирики, очевидно, установить невозможно. Как это реализуется в реальности? Лирик использует разные размеры, мы помним, что об этом шла речь и касательно эпоса. Эпик использует гекзаметр. Что касается драматургов, то размер, который используют драматурги, зависит от типа текста, который произносит персонаж. Если это диалог, разговорная речь, то будут использованы ямбы, если это иного характера речь, допустим, это хор марширует, то это будет дактилем, и так далее. Мы помним, что метр для античного слушателя связан в его сознании с некоторым содержанием, каждый метр как-то охарактеризован. Например, ямб близок к разговорной речи, создает впечатление, что ближе к разговорной речи, нежели к чему-то другому. И тут важно отметить следующую особенность древней античной лирики, мы сейчас говорим о древней античной лирике, той, что еще называется ранней. Это, скажем так, национальный характер каждого типа метра, ведь метром может быть не только ямб и дактиль, метр может быть и каким-то мелодическим рисунком. Так вот, считалось, что малоазийские мелодии жалобны, дорийские мужественны, лидийские изнеженные, фригийские соответствуют экстатическому состоянию и так далее. Такова в целом картина, которую представляет собой лирика как таковая.

Вопрос о происхождении лирики Аристотель не обсуждает. Мы можем сказать только, что лирика появилась, видимо в неоформившемся виде, в фольклорном виде, очевидно, одновременно с эпосом, скажем так, в седую древность. А что касается более адекватных дат, то лирика появилась раньше драмы, и обычно её возникновение относят к VI–VII векам до н.э. Причем у нас есть даже некоторая датировка для лирики. Дело в том, что у одного из лирических поэтов, у Архилоха, описывается затмение, которое можно просчитать, когда оно было. Оно было 6 апреля 648 года до н.э. Соответственно эту дату можно считать, скажем так, даже и началом вообще датировки первой греческой литературы, потому что до этого никаких точных датировок у нас быть не может. Хотя известна дата падения Трои, её вычислял Аратосфен, и прочие даты, но вот такая конкретная привязка, наверное, – это первая классическая привязка, а это соответственно VI–VII века до н.э. – начало греческой лирики.

Далее — Лирика. Теория. Часть 4

Search

Categories