Страницы

Ссылки

Мировая гора и мировое древо

Мировая гора и мировое древо

Буквально несколько слов о других примерах. Следующий пример, уже сегодня упомянутый — это мировая гора. Естественно, что в данном случае мы будем иметь чётко маркированную точку. Вполне очевидно, что это будет её вершина. Как говорила одна хорошая экскурсовод, Олимп — это гора на севере Греции, на которой в древности жили боги. Тоже, кстати, прекрасный пример на мифологичность нашего мышления, хотя, казалось бы, человек не относил себя к греческим язычникам. Итак, вершина мировой горы, к какому миру она принадлежит – миру людей или миру богов? Совершенно очевидно, что она принадлежит обоим мирам. Напомню ещё раз, что мир богов – это мир «чужого». Это иной мир и заметим, что для любого язычества, абсолютно любого, тем оно и отличается от монотеизма, для язычества бог не есть воплощение блага. Это надо очень четко понимать. Знак равенства между богом и благом (и, кстати, слова эти по происхождению однокоренные) этот знак равенства был поставлен в монотеических религиях. Но ни в коем случае не в язычестве. И, кстати, вот очень хорошо по этому поводу сказал замечательный ученый Михаил Иванович Стеблин-Каменский в своей книге «Миф», что если бог — язычники почитали всегда любого бога за силу — оказывался добрым, то это было такой же редкостью, какой во все времена был добрый правитель. Соответственно, боги в принципе принадлежат миру «чужого». Второй вопрос, что боги, живущие на вершине мировой горы — это боги наименее опасные, наименее враждебные человеку. Хотя все равно зона риска остаётся. И они наименее опасны именно потому, что вершина мировой горы, понятное дело, это часть в том числе и мира людей. То есть она принадлежит одновременно обоим мирам – миру людей и миру богов. И поэтому сравнительно благое место. Ну и я замечу, что кроме общеизвестного Олимпа таких примеров очень много в мифологии Индии и стран, на которые индийская культура оказала сильное влияние. Это примеры достаточно хорошо известны.

Теперь, мировое древо. Я должна здесь сделать некоторую оговорку, собственно, процитировать, если не ошибаюсь, Байбурина – наш очень хороший исследователь, очень сильный исследователь Центральной Америки. Он подверг достаточно большой критике статью другого выдающегося ученого – Владимира Николаевича Топорова. Статью, которую вы можете видеть в замечательной энциклопедии «Мифы народов мира», несмотря на то, что все учёные замечательные и энциклопедия замечательная, но, к сожалению, ошибки там тоже бывают. Так вот там в статье «Мировое древо» написано, что мировая ось есть частный случай мирового древа.

Разумеется, это ни в коей мере не соответствует действительности. Просто если вы будете готовиться к экзаменам, к зачётам, то в данном случае статью о мировом древе в энциклопедии «Мифы народов мира» надо использовать с осторожностью. Итак, мировое древо задаёт нам трёхчастное деление мира на верхний, средний и нижний миры. Средний мир как правило (но, замечу, далеко не всегда) воспринимается как мир людей. И, соответственно, корни мирового древа уходят, естественно, в нижний мир, в преисподнюю, которая, как правило, царство мёртвых, но опять таки не всегда. Крона образует верхний мир, ствол соотносится со средним миром. Как правило, это так и будет, по крайней мере, в большинстве мифологий. И естественно, что если в случае с мировой горой у нас мифологически маркирована верхняя точка, то в случае с мировым древом, у нас будет мифологически маркирована нижняя точка, то есть подножие мирового древа. Опять-таки, я думаю, уже нет необходимости объяснять и доказывать, что эта точка принадлежит одновременно и среднему миру и нижнему миру.

Далее — Источник знания

Search

Categories