Страницы

Ссылки

Лирика. Теория. Часть 1

Лирика. Теория. Часть 1

Итак, мы подошли с вами к третьему крупному жанру античной литературы, который называется лирика. Авторы лирических произведений, того, что мы сейчас называем лирикой или, как это еще проще называют, стихами, также называются поэтами. Поэтами называются те, кто пишет драмы, и те, кто пишет эпос, потому что слово poetes с греческого означает творец, тот, кто что-то делает, о продукт его деятельности называется poema. В русский язык это слово пришло в форме «поэма». В греческом же оно имело более общий смысл и означало продукт деятельности поэта, некоторое произведение. Что же производят лирики? Как можно отличить то, что производит поэт, даже любой, пусть не лирик, и драматург и эпик от того, что производят те, кто не называется поэтами, т.е. прозаики, как их отличить? Самый простой способ отличить одно от другого следующий – продукция поэта это то, что написано на бумаге в столбик. Такое определение позволяет, в общем-то, причислить к поэзии все то, что традиционно ею и считается. Если вы будете говорить, что поэзия – это то, где есть рифма, то во всей античной поэзии рифмы не было вообще никогда, она тщательно избегалась. Если вы будете говорить, что поэзия – это то, что написано некоторым размером, то тогда белые стихи и прочие более современные произведения выпадут из вашей группы поэтических текстов. Конечно, это определение может быть несколько иронизирующее, однако им вполне можно пользоваться.

Теперь более конкретно и в каком-то смысле более научно о том, что собой представляют тексты, которые производят поэты-лирики. Обратимся для начала к уже известному нам Аристотелю и посмотрим, что говорит Аристотель о лирике. Увы, в той части «Поэтики», которая до нас дошла, о лирике речь практически не идет. Поэтому нам приходится восстанавливать то, что представляет собой лирика в его теории, из того, что сказано о драме и эпосе и о теории подражания вообще, поскольку лирика, как и всякое другое поэтическое искусство, – это, безусловно, искусство подражательное.

Как же осуществляется подражание? Первое, какими средствами? И тут мы сразу можем выделить в античной лирике два типа. Мы помним, что средств у нас три: ритм – движение, слово и гармония – музыка, некоторый музыкальный ряд. В античной лирике, в античных стихах, как еще это часто называют студенты, выделяется два типа. Это лирика и мелика, или как её чаще называют – мелос. Лирика подражает космосу, конкретный предмет разберем далее, подражает с помощью слова и гармонии, т.е. это некоторый речитатив, некоторая декламация под музыку. Это называется лирикой. И есть греческие крупные поэты, которые были лириками. Что такое мелос? Мелос осуществляет подражание с помощью слова, с помощью гармонии, т.е. там есть музыкальная часть, и с помощью ритма, т.е. мелос включает в себя также некоторые телодвижения или же он включает в себя эти телодвижения, реализованные с помощью различных размеров. Но, видимо, включал в себя движения на раннем этапе почти со 100% вероятностью. Т.е. это что-то вроде дифирамбов – пение и пляски под музыку в честь Диониса, например, или в честь какого-либо другого бога. Отметим сразу следующую особенность: и лирика, и мелос обязательно сопровождаются музыкой. И музыка, как и в случае с эпосом, как и в случае с драмой на первых этапах, на архаическом и классическом этапах, неотделима от поэзии, абсолютно неотделима. Да, на позднем этапе могут появиться стихи, не сопровождающиеся музыкой, и драмы, которые предназначены для чтения, как, вероятно, драмы Сенеки, но на раннем этапе этого нет. Музыка обязательно присутствует в лирике и мелике.

Далее — Лирика. Теория. Часть 2

 

Search

Categories