Страницы

Ссылки

Завершение похода

Завершение похода

В дальнейшем после Средней Азии Александр пошёл в Индию. В Индии ему не понравилось. Он разбил в нескольких сражениях местных князьков Пятиречья, хотя это были тяжёлые победы. Но продвигаться вглубь (всё-таки джунгли, влажный климат и т.д.) там было тяжело. К тому же индийцы всё время воевали неправильно. Мало того, что там слоны были — против слонов они нашли способы: расступались, пропускали слонов, обстреливали их стрелами, которые приводили их в бешенство, и слоны топтали своих собственных воинов. Но эти гадкие индийцы закидывали македонские войска горшками с ядовитыми змеями, горшками с нечистотами, что у благородных воинов вызывало омерзение. Кроме того, в этом климате, конечно, начинались болезни.

Значительная часть армии Александра Македонского оставалась по дороге этого продвижения. Александр везде создавал города. И многие современные восточные города – это Александрии, основанные Александром Македонским. У нас (ну в смысле не совсем у нас, но отчасти у нас) в Таджикистане была Александрия Эсхата, Александрия Дальняя (он дошёл до Таджикистана). Были Никея в Индии, Букефалия (в честь своего коня он создал этот город).

Так что дошёл до Индии, шёл бы и дальше, но с одной стороны взбунтовалась армия — говорит: «Дальше не пойдём». А во-вторых, ему сказано было, что дальше, во-первых, находится ещё одно крупное индийское государство. А во-вторых, за Индией до океана (а он вообще-то хотел, раз уж пришёл, так хоть до океана дойду, там, где край земли) ещё очень много земель (имеется в виду Китай). И он решил, что до Китая не пойдём.

Вот, хотя, повторяю, Александр – уникальнейшая личность, он не только популярен был в западной литературе, в античной литературе, средневековой литературе — даже у нас о нём через византийскую литературу. На Востоке его назвали Искандер Двурогий. И сколько же сказаний про него потом сочиняли. Это человек, который оставил такой колоссальный след, что это просто безумие какое-то, а прожил всего 33 года. Так вот когда он вернулся в Вавилон, он создаёт (пытается создать) новое государство.

Его учитель Аристотель учил его тому, что греки и македонцы являются прирождёнными господами, что на Востоке проживают в силу природных условий потенциальные рабы. То, что форма монархии потому и существует на Востоке, что там есть только один свободный человек – это царь. Другие по природе нуждаются в опеке со стороны господина. Так что Аристотель в этом плане рассматривал восточные народы как объект для присвоения.

Александр не поддержал идею своего учителя. Он видел в той возможности, которая возникла (в завоевании вот этих огромных территорий), возможность создания первого многонационального государства. Да, он хотел быть царём. Ещё во время похода по Средней Азии он попытался ввести так называемый обряд проскинесиса, то есть чтобы перед ним преклоняли колени. Некоторые это сделали, но большинство отказалось. Для греков и македонцев это казалось дикостью. А он просто хотел ввести восточные обычаи. Ещё будучи в Египте, который он освободил в 32-ом году, он был обожествлён, считался сыном бога.

То есть он создавал уже ту форму власти, которая позволит ему управлять не столько греками и македонцами, сколько колоссальными, огромными народами Востока. И столицей своего государства он хотел сделать именно Вавилон. Кстати, при нём были проведены значительные реконструкции. После него значительные реконструкции в Вавилоне проводил только Саддам Хусейн, поскольку потом Вавилон, к сожалению, народ забросил, и он постепенно и тихо умирал, этот знаменитый город.

Далее — Эллинистические государства

Search

Categories