Страницы

Ссылки

История раннего Рима

Основание Рима

Теперь стоит сказать немножко о самой ранней истории Рима, о царском периоде. Как я уже сказал, основание Рима, легендарная дата – это 753 год до н.э., хотя современные археологические и другие исследования говорят, что Рим был раньше, и на этом месте раньше было поселение, но мы сейчас говорим о такой канонической версии, о римском мифе, если угодно. А с основанием Рима связана красивая и очень важная для самосознания римлян история, которая прямо привязывает Рим к греческой истории, греческой культуре, к Гомеру, к «Илиаде», это история о Трое. При гибели Трои один из величайших троянцев, троянских героев, сын ни много ни мало богини Афродиты (или, как римляне говорили, Венеры) Эней, сын героя Анхиза и богини Афродиты, предупреждённый своей матерью о том, что Троя сейчас будет взята, спасается бегством с группой троянцев и со своим старым отцом Анхизом. И троянцы во главе с Энеем отправляются в странствия, они долго странствуют по Средиземноморью. И вот, наконец, они приезжают в Италию, и Италия принимает их. Таким образом, римляне возводили себя в каком-то смысле к троянцам. Троя – вот провиденциальная роль Рима: продолжить дело Трои. Это их древность, это им придавало солидность. Но кроме того это объясняло, что в последствии, когда они покорили Элладу, Грецию, то римляне не просто покорили Элладу, а, если угодно, была восстановлена историческая справедливость, исторический реванш: потомки троянцев отомстили потомкам ахейцев.

Так вот, приплыв в Италию (я пропускаю все эти приключения, изложенные позднее в поэме Вергилия «Энеида»), Эней и троянцы соединились с местными жителями (италийцами) и дали начало Италийскому союзу и основали город, который был первой столицей Италийского союза. Он назывался Альба-Лонга. И в последствии Альба-Лонга была святыней римлян, культовое место, сакральное место.

И вот из этого рода, основанного Энеем, и из этого города Альба-Лонга в последствии вышли основатели Рима. По легенде один брат царского рода из Альба-Лонги незаконно сверг своего брата и, боясь, что его в свою очередь свергнут с царского трона, который он незаконно захватил, он запретил выходить замуж своей племяннице (то есть дочери своего свергнутого незаконно брата), и он отдал её в жрицы богини Весты, она стала весталкой. А жрицы Весты должны были сохранять девственность. Но тем не менее она родила двух детей, как говорили, от бога, от Юпитера, наверно. И хотя дети были от бога, царь испугался, что они будут мстить ему, и приказал сыновей своей племянницы бросить в реку, в Тибр. Но Тибр не стал убивать сыновей бога, и эти два ребёнка были подобраны знаменитой Капитолийской волчицей.

Капитолий – это то же самое примерно, что крепость, как Кремль у нас. Капитолий изначально — это было имя нарицательное. Капитолий – просто цитадель в каждом городе в Италии. Но, конечно, потом стал один Капитолий, как сейчас один Кремль, хотя кремлей, конечно, много по России. Так же и капитолиев много, но Капитолий с большой буквы, без эпитета, конечно, один.

Эта знаменитая волчица вскормила своим молоком маленьких детей Ромула и Рема. Кстати, её изваяние всем известно, она стала таким тотемическим символом Рима. Римляне называли себя «Народ волчицы». Это многое объясняет.

Когда Ромул и Рем повзрослели, они восстановили справедливость: свергли узурпатора, восстановили на троне Альба-Лонги своего деда, а сами решили основать новый город, и с ними толпа их сподвижников, людей разного рода-племени. Так был основан Рим в 753 году до н.э. Рим, получивший имя в честь Ромула.

А как же Рем? А Рем был убит Ромулом. Это загадочная мифологическая история: часто во многих легендах многих народов один брат-близнец убивает другого. Это можно понимать сакрально, как жертвоприношение. Брат-близнец – это моё второе Я. Надо воздвигнуть что-то, принеся жертву, отдав самое дорогое. Может быть, так, в таком сакральном смысле это понимать, эту легенду об убийстве Ромулом Рема. Можно понимать в прозаическом: два брата не поделили власть над городом. А можно понимать так, как это потом истолкуют христиане. Например, Аврелий Августин в своей книге «О граде божьем» будет сравнивать братоубийство Ромулом Рема с братоубийством библейским Каином Авеля и будет говорить: «Что ж хорошего может быть в истории города, который изначально основан на крови брата?» С точки зрения христианина ничего хорошего быть не может, конечно. С точки зрения мифологических представлений древних народов, может быть, дело обстоит иначе.

Далее — Царский период истории Рима

Search

Categories