Страницы

Ссылки

Источник знания

Источник знания

Нижний мир всегда, во всех мифологиях, мыслится как мир мудрости. Что нам по этому поводу говорил товарищ Ленин? А он нам говорил совершенно правильную вещь, он говорил: «Любите книгу — источник знания». Так вот, я хоть и не знаю, действительно ли эта цитата из Ленина (это фраза А. М. Горького – прим. admin’а), но, во всяком случае, в Советское время висела во всех библиотеках. Так вот мы сейчас последуем совету товарища Ленина и посмотрим, что же такое источник знания. Слова кроме переносного значения имеют ещё и буквальное. В буквальном значении источник – это что? Это родник. Так вот, источник знаний — не в переносном смысле слова, а в самом прямом — бьёт у подножия мирового древа. И, например, в скандинавской мифологии очень четко этот миф представлен, когда из этого источника можно испить мудрости. И будем проходить Скандинавию, там будем разбирать этот миф, когда верховный бог эту мудрость пьёт. А сейчас, прежде чем разбирать образ этого источника дальше, я хочу обратить ваше внимание вот на что. Во всех мифологиях — я очень четко отвечаю за слово «всех», я отвечаю за это примерно 15-ю годами исследований — так вот, во всех мифологиях мы имеем чёткое противопоставление двух видов знания. Первое — это знание, получаемое логическим путём. Вот вы сейчас слушаете данную лекцию. Я посредством этой лекции передаю вам свои знания. Очевидно, что если я сейчас, в ходе этой лекции вольно или невольно упущу, то вы от меня этого не получите. То есть это знание передаётся по частям. Это один тип знаний. Вполне понятный. Но мы постоянно в мифологии в различных сюжетах и не только в сюжетах, как я покажу чуть позже, сталкиваемся с принципиально иным видом знаний. Его получают особым образом – сразу целиком. Банальный пример: очень много сказок о том, как герой овладевает языком животных. Сказки типа «Златовласки», когда нехорошему королю приносят особую рыбу. Если её съесть, то будешь понимать язык животных. Король сожрал всю рыбу и всю змею, повар, чтобы попробовать, съел маленький кусочек и при этом язык животных они начинают понимать оба в равной степени. Здесь объём полученных знаний совершенно не зависит от объёма полученного носителя. То есть, если знания получаются логически, то совершенно очевидно, что студент, который прочёл одну книгу к экзамену, будет знать меньше, чем студент, который прочёл 10 книг к экзамену. Здесь же при получении знаний таким вот целостным образом, целостным путём, неважно в каком количестве ты получил некий этот источник знаний, этот носитель знаний. Причём заметьте, что очень много можно подобрать сказок и это может быть и в эпосе, и это может быть и в различных легендах, очень много о получении знаний языка животных, получение провидческого дара, поэтического дара. И если мы берём тексты аутентичные, то есть тексты древних сказаний, то у нас всегда и везде получать это знание будут исключительно мужчины. У нас не будет ни одного аутентичного народного сказания, где бы это знание получали женщины. Почему? Почему женщинам вообще в советское время принципиально не давали образования очень долго? Это было связано с тем, что по поверьям — и вот здесь я опять-таки подчёркиваю, что всех народов — женщина таким целостным знанием обладает по своей женской природе. Я замечу, что даже если мы берём такое произведение современной мифологии, как книги о Гарри Поттере, то там оказывается совершенно замечательная ситуация: хотя вроде школа современная, школа без дискриминации по полу, но до школы они ещё не доехали в самой первой книге, а Гермиона знает уже массу всего. То есть этот принцип, он всё равно, пусть и в трансформированном виде, но сохраняется.

Далее — Женские волосы, сотворение мира

Search

Categories