Страницы

Ссылки

Добрыня и Алёша Попович

Добрыня и Алёша Попович

Следующая былина о Добрыне, одна из самых популярных в русском эпосе, это былина о Добрыне и Алёше. Суть её такова. Добрыня женат на Настасье Микулишне, которая предстаёт в этой былине идеальной женщиной — хрупкой, кроткой и т.д. Его Владимир отправляет с дипломатическим поручением куда-то. Не очень понятно куда, важно что очень надолго, как правило, на 12 лет. Уезжая, Добрыня велит своей супруге ждать его 12 лет, и если он к концу этого срока не вернётся, значит, он погиб и тогда она вольна идти замуж за кого угодно, только не за Алёшу Поповича. Алёша Попович — названный брат, а названный брат пуще родного. Тем не менее, как только Добрыня уезжает, Алёша Попович приезжает, приходит к Настасье, просит выйти за него замуж и она отказывается — до конца срока, назначенного Добрыней. Когда этот срок проходит, то она назначает по своей воле ещё такой же срок, но когда и он проходит, то она принуждена идти замуж за Алёшу, причем принуждает её лично Владимир. В этот момент возвращается Добрыня. Он узнаёт от матери, что его жену насильно выдают замуж за Алёшу, переодевается скоморохом-певцом, приходит на пир, поёт так замечательно, что ему разрешают поднести подарок невесте, и он в её кубок опускает свой обручальный перстень, по которому она и узнаёт его. После чего Добрыня при всём честном народе таскает Алёшу за волосы. Но вот что любопытно. За что, собственно, он его карает? А карает он его не за то, что он пытался жениться на его жене, а за то, что он принёс его матери ложную весть о смерти Добрыни. И эта весть послужила причиной того, что Настасья пошла замуж вторично. Что мы видим в этой былине? Во-первых, традиционно эпическая остановка времени. Настасья ждёт мужа 24 года, что не делает взрослее ни одного персонажа былины. Мать Добрыни благополучно не старится, не умирает. Несколько странная эта причина кары. Почему вдруг, хотя запрет Добрыни был совершенно однозначным, он карает Алешу совершенно за другое? Тут есть ещё один любопытный момент. Конец этой былины очень напоминает финал Одиссеи. Попытаемся разобраться. Во-первых, в этой былине отражён древний обычай ливерата. В случае смерти старшего брата его вдова становилась женой среднего, соответственно, если средний был женат, то его жена отходила младшему, ну и так далее, пока всё не сдвигалось до последнего неженатого брата, который вполне мог быть в это время ещё ребенком. Обычай ливерата во время сложения эпоса как такового уже отмирает. И в эпосе, как ни странно, ливерат отрицают, как правило, женщины. Что мы видим и в этой былине. Мужчины ливерат соблюдают или относятся к нему терпимо. Именно этим объясняется, что Добрыня, с одной стороны, запрещает Настасье идти за Алешу, потом в итоге Алешу за это не наказывают. Он наказывает его только за ложь. Этим объясняется и тот факт, что князь Владимир принуждает Настасью идти замуж именно за Алешу, то есть соблюдать ливерат. Еще одна показательная деталь, характерная для сюжетов о муже на свадьбе своей жены — это то, что жена узнает мужа не в лицо, а по примете. В данном случае по перстню. Одиссея узнавали по рубцу на ноге. То есть это то, что восходит к обряду инициации, когда человек с символической точки зрения безусловно менялся, иногда мог отсутствовать дома достаточно долго, так что его действительно не узнавали, и поэтому необходим был особый знак, по которому его и опознают.

Следующая страница

Search

Categories